Л Е К Ц И Я 16
Церковь в Колоссах была одной из тех, которые Павел основал не сам и которые он никогда не посещал. Он причисляет колоссян и лаодикийцев к тем, кто не видел лица его во плоти:
"Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас... и ради всех, кто не видел лица моего во плоти" (Кол. 2:1).
Но, вне всякого сомнения, эта церковь была создана по его указанию. В течение трех лет, которые Павел прожил в Ефесе,
Евангелие распространилось по всей Фригии и Асии и все жители
- иудеи и греки - слышали проповедь о Христе. Колоссы находились на расстоянии 100-150 км от Ефеса и, вероятно, эта ферковь была создана в течение трехлетнего пребывания там апостола. Возможно, общину в Колоссах основал Епафрас, которого Павел характеризует как возлюбленного сотрудника, верного служителя Христова в Колосской церкви (Кол. 1:7) и который позднее был связан с Иераполем и Лаодикией.
"Свидетельствую о нем (Епафрасе), что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе"
(Кол. 4:13).
Павел убеждает колоссян не прельщаться замысловатыми и вкрадчивыми словами местных мудрецов, утверждавших, что можно опереться своей надеждой не только на Христа.
Последовательный анализ послания
В предисловаии (1:1-11), преподав от себя и от Тимофея благодать и мир колоссянам, Павел извещает их, что с тех пор как услышал от Епафраса о их вере и любви ко всем святым (т.е.
христианам), а равно и о том, что истинное слово благовествования Христова, возвещенное им от Епафраса, не только пребывает у них, но и приносит плод и возрастает, - с этого самого дня он не перестает молиться о них, чтобы они все более исполнялись познанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном и укреплялись бы по могуществу славы
Господа.
В вероучительной части (1:12-2:23) Павел сначала кратко изображает домостроительство спасения людей и для этого, во-первых, указывает существенную силу его в том, что Бог и
Отец избавил нас от власти тьмы и ввел в царство Своего возлюбленного Сына 1:12-14). Во-вторых, рассуждает о самой личности Спасителя, перечисляя Его божественные свойства (как
Бога, Творца, Промыслителя) и богочеловеческие (как главы
Церкви, перворожденного из мертвых, первенствующего во всем, совмещающего в Себе все совершенства и примирившего всех с
Богом Своею Кровью (1:14-20).
Павел напоминает колоссянам, как они из отчужденных и врагов стали примиренными с Богом смертью Сына Божия, с какой радостью он, Павел, в самых страданиях и узах своих служит тайне спасения людей и призвания язычников, и какой благоуспешный подвиг имеет он ради колоссян и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе (1:21-2:2).
Наконец апостол переходит к предостережению колоссян от лжефилософов и лжеучителей, внушая, во-первых, чтобы они как приняли Господа Иисуса, так и оставались бы в Нем, будучи утверждены в Его учении (2:3-7). Затем, не упоминая еще в частности ни о каких лжеучениях, апостол только внушает, что твердость веры во Христа обязывает колоссян прямо отрицаться от всяких, хотя бы и обольстительных по философскому глубокомыслию, воззрений, если они не от Христа, а от людей. Ибо во Христе мы имеем все: в Нем обитает вся полнота Божества телесно,: в Нем мы и обрезаны обрезанием нерукотворенным; с Ним мы погребены в крещении; в Нем и совоскресли верою, ибо ради Него истреблено бывшее рукописание наших согрешений, которое Он пригвоздил ко кресту (2:8-15).
После этого общего предостережения идут частные: 1) от пристрастия к обычаям иудейским касательно пищи, пития, праздников и проч., ибо все это было тенью будущего, "а тело", отбрасывающее эту тень - "во Христе" (2:16-17); 2) от самовольного смиренномудрия лжеучителей и службы ангелам
(2:18-19). Толкуется это предостережение так, что лжеучители, помимо главы Церкви - Христа, учили достигать единения с Богом при содействии невидимых духов или при служении ангелов, в общение с которыми можно входить разными таинственными средствами, между прочим истязаниями плоти (самовольное смиренномудрие).
В нравоучительной части ап. Павел изображает христианскую жизнь вообще по существу ее, не касаясь внешних отношений христиан, и говорит, что: 1) общим характером христианской жизни должна быть отрешенность от всего земного (3:1-4).
2) Отсюда вытекает, что мы должны умертвить земные страсти:
блуд, нечистоту и проч., вообще совлечься ветхого человека и облечься в нового, чтобы образовать новое общество, где нет никакой вражды и разделения по национальностям, где все облечены в любовь, которая есть совокупность совершенства, и где владычествует в сердцах мир Божий (3:5-15).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.