Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 5

Еретики предлагаои    простоту    евангельского    благовестия дополнить более  искусно разработанным и разветвленным знанием

(гносисом).

IV.

Колосские еретики настаивали на соблюдении особых дней  и праздников, новомесячий и суббот.  Кол.  2:16 - "Итак никто да не осуждает вас...  за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу".

В колосской ереси был и аскетический элемент.  Лжеучители устанавливали законы о пище и питье (Кол.  2:16) - "Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие..." Правилом  лжеучителей было: "Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся" (Кол. 2:21).

Колосская ересь намеревалась ограничить  христианскую  свободу соблюдением различных законнических обрядов.

V.

Среди лжеучителей было немало антитактов, проповедовавших вседозволенность. Они пытались насадить небрежное отношение  к непорочности и  легкомыслие  к  телесным  грехам (Кол.  3:5) "Итак умертвите земные члены ваши:  блуд,  нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение".

*   *   *

Таким образом,   колосские   лжеучители   предлагали    5

дополнений к христианству.

1. Гностическая философия (Кол. 2:8) - "Смотрите, братия,

- предупреждает  Павел,  - чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением,  по  преданию  человеческому,  по  стихиям мира, а  не  по Христу".  Если евангельская истина объявляется недостаточной, ущербной,  ее  стремятся   дополнить   искусной псевдофилософской системой, доступной лишь посвященным.

2. Астрология.  "Стихии   мира"   -   элементарные   духи вселенной, духи  звезд  и  планет.  Если  люди  находятся  под их влиянием,  то для освобождения от этого  влияния  требуется особое знание, выходящее за пределы евангельского благовестия.

3. Исполнение  обрядового  закона,  обрезание.  Павел  не устает повторять:  "Вы  обрезаны  обрезанием  нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол.

2:11).

4. Законнические и аскетические  правила  и  нормы  (Кол.

2:16) - "Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие,  или за какой-нибудь праздник,  или новомесячие,  или субботу". Ибо

"это имеет   только   вид  мудрости  в  самовольном  служении, смиренномудрии и изнурении  тела,  в  некотором  небрежении  о насыщении плоти" (Кол, 2:23).

5. Замещающее  Бога  поклонение  ангелам  (Кол.  2:18)  "Никто да  не  обольщает  вас  самовольным  симренномудрием  и служением Ангелов,  вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом". Лжеучители проповедовали, что

Христос был лишь одним  из  многочисленных  посредников  между

Богом и человеком и что поклоняться надо всем посредникам. Бог якобы не был Творцом мира.  Бог,  как Дух,  абсолютно благ,  а материя по сути своей порочна.  Бог не мог творить из порочной материи, поэтому  материя  извечна,  а   вселенная   не   была сотворена из ничего.  Если вселенная создана (или устроена) из порочной материи,  то только не Богом, а посредником между Ним и материей.

Бог изливал серию эонов (или излучений, эманаций), каждая из которых  удалялась  все дальше от Него до тех пор,  пока не появилась эманация,  которая была настолько удалена  от  Бога, что могла соприкасаться с материей,  и эта эманация занималась устройством мира.  Так   как   каждая   последующая   эманация находилась все дальше и дальше от Бога, она все меньше знала о

Нем. По мере увеличения числа эманаций незнание перерастало во враждебность и  таким образом самая удаленная от Бога эманация совершенно ничего не знала о Нем и становилась враждебной Ему.

Нередко эта    последняя   эманация   отождествлялась   с ветхозаветным Яхве. Отсюда в представлении лжеучителей Творцом мира был не Бог, а кто-то враждебный Ему, и наш мир - не Божий мир, а мир враждебной Ему силы.  Вот почему  Павел  настаивает на том,  что  Бог  сотворил  мир ичто Творцом была не какая-то враждебная Богу эманация,  а Иисус Христос,  Сын  Божий  (Кол.