Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 14

Христиане первых   веков    стремились    опираться    на апостольскую традицию.   Но  эту  традицию,  то  сокращая,  то расширяя или извращая ее,  принимали и гностики. Повелительный авторитет для  христиан  имели  свидетельства Духа:  "Никто не может назвать Иисуса Господом,  как только  Духом  Святым"  (1

Кор. 12:3).  Однако  среди  гностиков трудно было найти людей, которые отказывались бы именовать Христа Господом; конечно, их

Христос был бесконечно далек от Того, Каким знала Его Церковь.

*   *   *

Образец Павловой молитвы

Кол. 1:9 - "Мы...  не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы  исполнялись  познанием  воли  (Христа)   во   всякой премудрости и разумении духовном".

Кол. 1:11 - "Укрепляясь всякою силою по могуществу  славы

(Христа), во всяком терпении и великодушии с радостью".

Главное, о чем просит Павел в  молитве  -  о  том,  чтобы исполниться познанием воли Божией и о том,  чтобы Бог дал силы исполнять Его волю.

Духовная премудрость    -   "софия"   -   знание   основ, первопричин.

Разумение духовное - "синэсис" - это практическое знание, способность применить первопричины к любой жизненной ситуации.

Таким образом,  молясь о том, чтобы колоссяне исполнились познанием премудрости и разумения,  Павел молится о том, чтобы они поняли   великие   истины  христианства  и  были  способны применять их в жизни.

Кол. 2:2-3  -  Павел  говорит  о  "богатстве совершенного разумения для познания тайны Бога Отца  и  Христа,  в  Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения".

Павел употребляет здесь три слова.

В Кол. 2:2 - "синесис", разумение как прктическое знание.

Это способность оценить любую  ситуацию  и  решить,  как  надо поступить.

Павел говорит,  что в Иисусе Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения.

Премудрость - "софия", ведение - "гносис".

Гносис -   это   способность  почти  интуитивно  понимать истину, когда мы видим и слышим ее.

София -  это способность понятными аргументами доказывать и объяснять истину, когда она была интуитивно осознана.

Гносис -  этото,  посредством  чего  человек осознает или чувствует истину;  софия -  этото,  посредством  чего  человек доказывает, обосновывает, делает для других доступной истину.

Самое важное,  по Павлу,  не знать,  что нужно делать,  а делать нужное, обратить знание в действие.

В Кол. 1:5 - ответ гностикам, которые говорили, что Иисус

Христос был всего лишь одним из посредников и  что  независимо от того,  каким бы великим Он ни  был,  Он  -  лишь  частичное откровение Божие.

Павел говорит,  что  Иисус  есть  образ  Бога  невидимого

(1:15) - Христос "есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари".  Образ - "икон".  Это слово имеет два  аспекта, которые сливаются    воедино.   Во-первых,   изображение   как проявление. В Ветхом Завете,  в книге Премудрости Соломона, по отношению к мудрости употреблено слово "икон".  Мудрость - это образ доброты Бога,  Его энергия. Павел как будто говорит: "Вы всю жизнь  мечтали  об этой небесной мудрости,  которая так же извечна, как  Бог,  которая  сотворила  мир  и  которая   дает мудрость людям.  В Иисусе Христе мудрость Божия пришла к людям в телесной форме".

Греков преследовала  идея  Логоса  - Слова Божиего.  Этот

Логос сотворил  мир,  вложил  смысл  во  вселенную,  удерживал звезды на  их  орбитах,  вложил в человека мыслящий ум.  Филон

Александрийский часто употреблял термин "икон" по отношению  к

Божественному Логосу  ("О Творце мира").  Логос - образ (икон)

Бога. Павел как бы говорит грекам:  "Шесть веков вы мечтали  о

Божественном Логосе,  вы называли его образом (иконой) Бога. В

Иисусе Христе  этот  Логос  явился.  Ваши  идеи  и   философия воплотились в Нем".

"Икон" - уменьшительная форма от "иконион" ("портрет"). В