Христиане первых веков стремились опираться на апостольскую традицию. Но эту традицию, то сокращая, то расширяя или извращая ее, принимали и гностики. Повелительный авторитет для христиан имели свидетельства Духа: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1
Кор. 12:3). Однако среди гностиков трудно было найти людей, которые отказывались бы именовать Христа Господом; конечно, их
Христос был бесконечно далек от Того, Каким знала Его Церковь.
* * *
Образец Павловой молитвы
Кол. 1:9 - "Мы... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли (Христа) во всякой премудрости и разумении духовном".
Кол. 1:11 - "Укрепляясь всякою силою по могуществу славы
(Христа), во всяком терпении и великодушии с радостью".
Главное, о чем просит Павел в молитве - о том, чтобы исполниться познанием воли Божией и о том, чтобы Бог дал силы исполнять Его волю.
Духовная премудрость - "софия" - знание основ, первопричин.
Разумение духовное - "синэсис" - это практическое знание, способность применить первопричины к любой жизненной ситуации.
Таким образом, молясь о том, чтобы колоссяне исполнились познанием премудрости и разумения, Павел молится о том, чтобы они поняли великие истины христианства и были способны применять их в жизни.
Кол. 2:2-3 - Павел говорит о "богатстве совершенного разумения для познания тайны Бога Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения".
Павел употребляет здесь три слова.
В Кол. 2:2 - "синесис", разумение как прктическое знание.
Это способность оценить любую ситуацию и решить, как надо поступить.
Павел говорит, что в Иисусе Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
Премудрость - "софия", ведение - "гносис".
Гносис - это способность почти интуитивно понимать истину, когда мы видим и слышим ее.
София - это способность понятными аргументами доказывать и объяснять истину, когда она была интуитивно осознана.
Гносис - этото, посредством чего человек осознает или чувствует истину; софия - этото, посредством чего человек доказывает, обосновывает, делает для других доступной истину.
Самое важное, по Павлу, не знать, что нужно делать, а делать нужное, обратить знание в действие.
В Кол. 1:5 - ответ гностикам, которые говорили, что Иисус
Христос был всего лишь одним из посредников и что независимо от того, каким бы великим Он ни был, Он - лишь частичное откровение Божие.
Павел говорит, что Иисус есть образ Бога невидимого
(1:15) - Христос "есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари". Образ - "икон". Это слово имеет два аспекта, которые сливаются воедино. Во-первых, изображение как проявление. В Ветхом Завете, в книге Премудрости Соломона, по отношению к мудрости употреблено слово "икон". Мудрость - это образ доброты Бога, Его энергия. Павел как будто говорит: "Вы всю жизнь мечтали об этой небесной мудрости, которая так же извечна, как Бог, которая сотворила мир и которая дает мудрость людям. В Иисусе Христе мудрость Божия пришла к людям в телесной форме".
Греков преследовала идея Логоса - Слова Божиего. Этот
Логос сотворил мир, вложил смысл во вселенную, удерживал звезды на их орбитах, вложил в человека мыслящий ум. Филон
Александрийский часто употреблял термин "икон" по отношению к
Божественному Логосу ("О Творце мира"). Логос - образ (икон)
Бога. Павел как бы говорит грекам: "Шесть веков вы мечтали о
Божественном Логосе, вы называли его образом (иконой) Бога. В
Иисусе Христе этот Логос явился. Ваши идеи и философия воплотились в Нем".
"Икон" - уменьшительная форма от "иконион" ("портрет"). В
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.