Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 3

Павел называет Марка своим сотрудником.

2 Тим. 4:11 - "Марка возьми и приведи и собою, ибо он мне нужен для служения".

Кол. 4:12 - "Приветствует вас Епафрас, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за  вас  в  молитвах,  чтобы  вы  пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу".

Епафрас, по-видимому,  был пресвитером в Колоссах  (1,7):

Павел называет его возлюбленным сотрудником, верным служителем

Христовым.

Кол. 4:14  - "Приветствует вас Лука,  врач возлюбленный".

Лука находился с Павлом до конца (2 Тим.  4:10) - все оставили

Павла в  Риме,  "один  Лука  со  мною".

"Приветствует вас...  Димас". Примечательно, что только к этому  имени не прибавлено никаких похвал и оценок.  Он просто

Димас,  и больше никто.

С кратким  упоминанием  этого  имени  в  посланиях  Павла связана целая   история.   В   Послании   к   Филимону   Димас причисляется к тем,  кто назван сотрудниками Павла,  фигурируя вместе с Марком,  Аристархом, Лукою; Димас в этом перечислении даже стоит  впереди  Луки  (Флм.  24).  В Кол.  4:14 он назван просто Димасом.  В последнем упоминании о нем  (2  Тим.  4:10)

сказано, что  он  оставил  Павла,  ушел  в  Фессалонику,  т.к.

возлюбил век  нынешний.  Таковы  контуры   истории   отпадения человека, потери энтузиазма и краха веры.

[В Апостоликоне   сказано,   что   Димас   кончил   жизнь язхыческим жрецом:  "В Солуне иерей бысть идолом; о нем же Ап.

Иоанн пишет: от нас изыдоша, но не быша от нас".]

Колосская ересь

Это, пожалуй, главная тема послания.

В чем   заключалось   колосское   лжеучение?   Попытаемся обозначить хотя бы общие его черты,  основываясь на  отдельных замечаниях и высказываниях апостола.

I.

В колосской  ереси  присутствовал  элемент астрологии.  В

Кол. 2:8 Павел предостерегает колоссян,  чтобы никто не  увлек их по стихиям мира:  "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу".

В Кол. 2:20 Павел говорит, что если колоссяне со Христом, то они  умерли  для стихий мира:  "...вы со Христом умерли для стихий мира".  Таким образом, колосская философия была связана со стихиями мира (греч.:  "стихия ту косму").  Греч.  "стихия"

означает не только "азбука", но и "элементарные духи мира" - в частности, духи  звезд  и  планет.

Древние полагали,  что все  находится  в  железных  руках судьбы,  зависящей от звезд,  и астрология заявляла, что может дать  людям  секретные  знания,  которые   освободят   их   от порабощения  этим  элементарным  духам.  Колосские  лжеучители проповедовали,  что одного Христа не достаточно  для  спасения людей от влияния элементарных космических духов.

Астрология была царицей всех наук.  Юлий Цезарь, Октавиан

Август, Александр  Македонский безоговорочно верили во влияние звезд и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами. Даже императоры были   рабами   звезд.   Существовала   лишь   одна возможность убежать от судьбы  -  знать  гороскопы,  пароли  и формулы,  которые  могли  бы  избавить  от  фатального влияния звезд. Большую часть учения  колосских  гностиков  как  раз  и составляло тайное  знание (апокрифос),  позволявшее избавиться от власти  звезд.  Именно  это  знание  предлагали   колосские лжеучители; по  их учению,  Христос якобы не освобождал из-под влияния звезд.

В ответ на это Павел заявляет, что во Христе "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3). Павел употребляет при этом   глагол   "апокрипто"   -   "скрывать".   Уже   одно употребление этого слова - удар по лжеучителям.  "Апокрифос" это "спрятанный от взгляда", "утаенный", а потому секретный. В