Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 11

воскресении Спасителя не могло быть и речи.  Так как Спаситель не воскрес,  то  и  люди  не  могут  ожидать воскресения тела, которое не  войдет   в   плирому,,   где   существует   только божественное и  доброе.  После  возвращения  в плирому всех ее составных частей материя превратится в ничто  и  царство  тьмы всецело будет ограничено само собою. Естественно, книги Нового

Завета комментировались гностиками зачастую  с  неограниченным произволом. Различалось,   например,  что  от  лица  Спасителя говорил небесный эон,  а что - земной  человек.  Утверждалось, что апостолы   многое   поняли  неверно  и  в  своих  писаниях приспособлялись к условиям своего времени.

В отличие  от  апостольского  учения,  гносис  объявлялся знанием особого рода,  которое одно разрушает немощи и страсти человеческого естества.   Лишь  гносис  в  силах  вывести  дух

(пнэвма) из лабиринта конечного, быстротекущего земного бытия, возвести дух туда,  откуда он дан человеку. Это знание спасает и искупляет только дух, только внутреннего человека, а не тело

(сома), которое тленно, и не душу (психи), которая есть только временное жилище духа. Дух - это божественная капля, в которой отражается сияние   высшего  обжественного  света;  он  должен вернуться к  высшему  богу.  Человек  старается  вырваться  из мрачного хаоса и не знает,  как это сделать. Отсюда посольство

Христа, цель нисхождения Которого из горнего  мира  состоит  в прохождении чрез всех эонов,  раскрытии святых тайн,  указании образов богов,  вручении людям  тайны  святого  пути,  которая называется гносисом.

Таким образом,  гносис  представляется  не   обычным,   а религиозным ведением,    откровением,    озарением,    а    не дискурсивным постижением.  К гносису ближе магическое действо, волшебное заклинание,  мистерия,  чем  логика.  В гностической практике не  последнюю  роль  играют   заговоры,   заклинания, волхвования, тайные  религиозные  обряды  и мистерии.  Поэтому гносис сопрягается  не  столько  с   философией,   сколько   с религией, и ищет опоры не только в разуме,  но и в откровении, доступном лишь для людей духовных.

Полемизируя с   коринфскими   лжеучителями,   ап.   Павел различает людей-пневматиков (духовных) и психиков  (душевных), но в   отличие   от   гностиков   относит  это  деление  не  к онтологическому составу  человека,   а   к   разным   ступеням духовного развития.  "Душевный человек не принимает того,  что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2:14-15).

Таким образом,  Павел  противополагает человека духовного человеку душевному,  а  последний  противополагается  человеку плотскому: "Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими,  как с младенцами во Христе" (1 Кор. 3:1).

Апостол сближает понятие плоти с понятием души, т.е. жизненной силы, животворящей тело, и оба (душа и тело) противополагаются духу.

Христианство в  глазах  гностицизма   имело   неоспоримую притягательную силу:    оно   было   религией   универсальной, общемировой, для него не существовало национальных, социальных или каких-то иных перегородок. Но так как христианство по сути своей было противоположно гностицизму,  то священными  книгами христианства гностики    могли    пользоваться    только    со значительными перетолкованиями.    Св.     Ириней     Лионский свидетельствует о   громадном   количестве   апокрифических  и подложных писаний, выдававшихся гностиками за христианские.

Важнейшим звеном  в  цепи гностических учений была этика, открывавшая гносису доступ  в  среду  христианского  общества.

Если материя порочна, то из этого следует, что и тело человека порочно. Поэтому надо либо отречься  от  тела,  вести  строгий аскетический образ     жизнь,     воздерживаться    во    всем