воскресении Спасителя не могло быть и речи. Так как Спаситель не воскрес, то и люди не могут ожидать воскресения тела, которое не войдет в плирому,, где существует только божественное и доброе. После возвращения в плирому всех ее составных частей материя превратится в ничто и царство тьмы всецело будет ограничено само собою. Естественно, книги Нового
Завета комментировались гностиками зачастую с неограниченным произволом. Различалось, например, что от лица Спасителя говорил небесный эон, а что - земной человек. Утверждалось, что апостолы многое поняли неверно и в своих писаниях приспособлялись к условиям своего времени.
В отличие от апостольского учения, гносис объявлялся знанием особого рода, которое одно разрушает немощи и страсти человеческого естества. Лишь гносис в силах вывести дух
(пнэвма) из лабиринта конечного, быстротекущего земного бытия, возвести дух туда, откуда он дан человеку. Это знание спасает и искупляет только дух, только внутреннего человека, а не тело
(сома), которое тленно, и не душу (психи), которая есть только временное жилище духа. Дух - это божественная капля, в которой отражается сияние высшего обжественного света; он должен вернуться к высшему богу. Человек старается вырваться из мрачного хаоса и не знает, как это сделать. Отсюда посольство
Христа, цель нисхождения Которого из горнего мира состоит в прохождении чрез всех эонов, раскрытии святых тайн, указании образов богов, вручении людям тайны святого пути, которая называется гносисом.
Таким образом, гносис представляется не обычным, а религиозным ведением, откровением, озарением, а не дискурсивным постижением. К гносису ближе магическое действо, волшебное заклинание, мистерия, чем логика. В гностической практике не последнюю роль играют заговоры, заклинания, волхвования, тайные религиозные обряды и мистерии. Поэтому гносис сопрягается не столько с философией, сколько с религией, и ищет опоры не только в разуме, но и в откровении, доступном лишь для людей духовных.
Полемизируя с коринфскими лжеучителями, ап. Павел различает людей-пневматиков (духовных) и психиков (душевных), но в отличие от гностиков относит это деление не к онтологическому составу человека, а к разным ступеням духовного развития. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2:14-15).
Таким образом, Павел противополагает человека духовного человеку душевному, а последний противополагается человеку плотскому: "Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" (1 Кор. 3:1).
Апостол сближает понятие плоти с понятием души, т.е. жизненной силы, животворящей тело, и оба (душа и тело) противополагаются духу.
Христианство в глазах гностицизма имело неоспоримую притягательную силу: оно было религией универсальной, общемировой, для него не существовало национальных, социальных или каких-то иных перегородок. Но так как христианство по сути своей было противоположно гностицизму, то священными книгами христианства гностики могли пользоваться только со значительными перетолкованиями. Св. Ириней Лионский свидетельствует о громадном количестве апокрифических и подложных писаний, выдававшихся гностиками за христианские.
Важнейшим звеном в цепи гностических учений была этика, открывавшая гносису доступ в среду христианского общества.
Если материя порочна, то из этого следует, что и тело человека порочно. Поэтому надо либо отречься от тела, вести строгий аскетический образ жизнь, воздерживаться во всем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.