Копнув поглубже учения современных сакретических и тоталитарных сект, мы обнаружим практически все, что проповедовали и чем искусно обольщали своих адептов колосские и прочие псевдогностики.
Само слово "гностицизм" происходит от греч. "гносис" "знание", "ведение", "постижение", употребляемое апостолом
Павлом в смысле "глубокое проникновение в пути домостроительства спасения": "Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).
Однако Павел различает два вида гносиса.
Во-первых, христианский гносис: "Все почитаю тщетою рали превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (Флп.
3:18). В слав. тексте: "...за превосходящее разумение Христа".
Во-вторых, лжеименное знание, враждебное Христу и Церкви.
В 1 Тим. 6:20-21 Павел советует не заниматься баснями (мифами)
и бесконечными родословиями, хранить предание, "отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры".
Самые ранние признаки гностицизма можно видеть в Симоне
Волхве, который выдавал себя за "великую силу Божию" (Деян.
8:10). В Деян. 8 рассказывается о том, как ап. Филипп повстречал в Самарии Симона-волхва (волхва не в том лучшем смысле, в каком именовались так персидские мудрецы, приходившие на поклонение к Младенцу Иисусу, а в смысле
"чародей", "колдун"). Народ видел в нем "силу Божию великую" первое наименование эманаций, эонов, истекающих из "плиромы божества". Сизигии (пары, связки эонов) являлись посредниками между высшим божеством и материальным миром, который творился с помощью этих промежуточных "великих сил".
Во II веке Симон Волхв был объявлен Церковью ересиархом, архиеретиком, основателем лжеименного гносиса.
Гностицизм (в смысле "псевдогносис") условно можно назвать произведением разнообразных религиозных, философских и бытовых множителей, которые скрещивались на территории, служившей обменным очагом между европейским Западом и азиатским Востоком. Если взять карту Передней Азии и Египта и проследить направление главных водных артерий, то легко можно определить пункты наиболее интенсивного торгового движения.
Во-первых, это Александрия; во-вторых - Сирийское плоскогорье.
Эти центры были теснейшим образом связаны между собой, потому что одинаково давали выход в бассейн Средиземного моря товарам с Востока. Связь эта в истории свидетельствуется упорной борьбой царей персидских с фараонами, а позднее - Селевкидов с
Птоломеями.
Сирийское плоскогорье принимало товары, шедшие через
Персидский залив из Индии по Тигру и Евфрату, а из Китая сухим путем через Самарканд и Бухару. Александрия торговала с
Индией и Дальним Востоком через Красое море и Абиссинское
(Аксумское) царство по Нилу. Цейлон был перевалочным пунктом для всех водных путей. Именно борьбой за пользование торговыми путями насыщена история Греции и Персии, а впоследствии Рима и
Византии. По направлению этих путей разместились главные города древнего мира: Вавилон, Ниневия, Селевкия, Ктезифон
(Багдад), Нисивия, Антиохия, Лаодикия, Иераполь, Колоссы и крупные центры сухопутного транзита в Малой Азии.
Александрия представляла собой величайшее торжище вселенной. Торговый обмен стремительно усилился в эпоху
Александра Македонского, походы которого были в сущности экспедицией, расчищавшей торговые дороги между Азией и
Европой. Совершенно естественно, что через торговые связи между Западом и Востоком происходил не только обмен естественными богатствами, но и цивилизационным (культурным, философским, идейным) достоянием. Влияние греко-римской цивилизации на Восток сопровождалось воздействием Востока на
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.