Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 7

Копнув поглубже  учения   современных   сакретических   и тоталитарных сект,   мы   обнаружим   практически   все,   что проповедовали и чем искусно обольщали своих адептов  колосские и  прочие псевдогностики.

Само слово "гностицизм" происходит от  греч.  "гносис"  "знание", "ведение",   "постижение",  употребляемое  апостолом

Павлом в    смысле    "глубокое    проникновение    в     пути домостроительства спасения":  "Теперь знаю я отчасти,  а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).

Однако Павел   различает  два  вида  гносиса.

Во-первых, христианский гносис:  "Все почитаю тщетою рали превосходства  познания  Христа  Иисуса,  Господа моего" (Флп.

3:18). В слав. тексте: "...за превосходящее разумение Христа".

Во-вторых, лжеименное знание, враждебное Христу и Церкви.

В 1 Тим. 6:20-21 Павел советует не заниматься баснями (мифами)

и бесконечными  родословиями,  хранить  предание,  "отвращаясь негодного пустословия  и   прекословий   лжеименного   знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры".

Самые ранние признаки гностицизма можно видеть  в  Симоне

Волхве, который  выдавал  себя  за "великую силу Божию" (Деян.

8:10). В  Деян.  8  рассказывается  о  том,  как  ап.   Филипп повстречал в  Самарии  Симона-волхва  (волхва  не в том лучшем смысле, в   каком   именовались   так   персидские    мудрецы, приходившие на  поклонение  к  Младенцу  Иисусу,  а  в  смысле

"чародей", "колдун"). Народ видел в нем "силу Божию великую" первое наименование  эманаций,  эонов,  истекающих из "плиромы божества". Сизигии (пары,  связки эонов) являлись посредниками между высшим божеством и материальным миром,  который творился с помощью этих промежуточных "великих сил".

Во II  веке Симон Волхв был объявлен Церковью ересиархом, архиеретиком, основателем лжеименного гносиса.

Гностицизм (в   смысле   "псевдогносис")   условно  можно назвать произведением разнообразных религиозных, философских и бытовых множителей,   которые   скрещивались   на  территории, служившей обменным  очагом   между   европейским   Западом   и азиатским Востоком.  Если взять карту Передней Азии и Египта и проследить направление главных водных артерий,  то легко можно определить пункты  наиболее  интенсивного  торгового движения.

Во-первых, это Александрия; во-вторых - Сирийское плоскогорье.

Эти центры были теснейшим образом связаны между собой,  потому что одинаково давали выход в бассейн Средиземного моря товарам с Востока.  Связь  эта  в  истории  свидетельствуется  упорной борьбой царей персидских с фараонами, а позднее - Селевкидов с

Птоломеями.

Сирийское плоскогорье  принимало  товары,  шедшие   через

Персидский залив  из  Индии  по Тигру и Евфрату,  а из Китая сухим путем через Самарканд и Бухару.  Александрия торговала с

Индией и  Дальним  Востоком  через  Красое  море и Абиссинское

(Аксумское) царство по Нилу.  Цейлон был перевалочным  пунктом для всех водных путей. Именно борьбой за пользование торговыми путями насыщена история Греции и Персии, а впоследствии Рима и

Византии. По   направлению  этих  путей  разместились  главные города древнего мира:  Вавилон,  Ниневия,  Селевкия,  Ктезифон

(Багдад), Нисивия,  Антиохия,  Лаодикия,  Иераполь,  Колоссы и крупные центры сухопутного транзита в Малой Азии.

Александрия представляла    собой    величайшее   торжище вселенной. Торговый  обмен  стремительно  усилился   в   эпоху

Александра Македонского,   походы  которого  были  в  сущности экспедицией, расчищавшей  торговые  дороги   между   Азией   и

Европой. Совершенно  естественно,  что  через  торговые  связи между Западом  и   Востоком   происходил   не   только   обмен естественными богатствами,  но  и цивилизационным (культурным, философским, идейным)   достоянием.   Влияние    греко-римской цивилизации на  Восток  сопровождалось воздействием Востока на