Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 13

Легко понять,  что  эти  воззрения совершенно зачеркивали христианство. Как отмечал св.  Ириней Лионский,  все,  что  ни сказали еретики гностики,  в конце концов сводится к тому, что они хулят  Создателя  и  отвергают  спасение  создания  Божия, которое есть,  между прочим,  и плоть,  ради которой Сын Божий совершил домостроительство.     Домостроительство     спасения

Христова совершено ради целого человека,  состоящего из души и тела. Гносис же презирал тело как вместилище души.  По  словам

Тертуллиана, "первое  стенобитное орудие,  воздвигаемое против нас -  это  презрение  к  плоти  (primus  iste  in  nos  aries

temperatur, quo carnis conditio quassatur)".

Презрение к   плоти   влекло   гностиков   к    признанию призрачности явления   на  земле  Христа.  Материальная  среда слишком грязна,  чтобы можно было допустить  вхождение  в  нее искупителя мира,  посланника  небес.  Отсюда  докетизм гносиса

(греч.: "докэо"  -  "кажусь").  Гносис  принимает  Христа  как

Искупителя, но отвергает все земные условия Его бытия. Поэтому важнейшей задачей апостольской проповеди было доказать, что во

Христе "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.  2:9).  Во

Христе - все Божественное существо:  "Благоугодно  было  Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (Кол. 1:19).

Один из гностиков - Василид (II  в.),  например,  считал, что высший  Бог  Отец  послал  на  землю  Свой первородный ум, именуемый Христом, Который явился в образе человека и совершал чудеса. Страдал не Сам Христос,  но Симон Киринейский,  несший вместо Него крест.  Этот Симон и был распят,  а  Иисус  только смеялся над  распинавшими.  Так  как  Христос  бестелесен,  то изменялся по произволу и в конце концов вознесся к  Пославшему

Его, ибо Он не мог быть удержан и был для всех невидим.

Для христианства  первых   веков   докетизм   был   самым очевидным ярким   признаком   гностиков,   которые   воплощали антихристов, не  исповедовавших  Христа  пришедшим  во  плоти.

"Всякий дух,  который не исповедует Иисуса Христа,  пришедшего во плоти,  не есть от Бога,  но это дух антихриста..." (1  Ин.

4:3). Своим  безотрадным  взглядом  на  мир как на неудавшееся произведение злых или  немощных  сил,  а  на  материю  как  на источник зла  и бедствий гностицизм деморализовал человеческую волю, отравляя  нравственную  энергию  ядом   отчаяния.   Если христианство нравственно  вооружало и воодушевляло человека на борьбу со злом в этом мире,  то гностицизм морально  разоружал его. Опасность  для  раннехристианской  Церкви  была  темболее велика, что  общины   еще   не   успели   выработать   прочной организации и твердых канонов веры.

В век апостольский христианство старалось  оторваться  от иудейства, от  своего  начального лона,  и повернуться в своем развитии к  миру  греко-римской  цивилизации,   перенасыщенной влиянием почти  всех  мифологем  и  философем  Востока.  Перед христианством стояла    страшная    опасность     растворения, обезличения. Движением,   грозившим   поглотить   не  окрепшую

Церковь, втянуть  христианство  в  круговорот  синкретизма  на таких же  правах,  на  каких  вошли  туда  религиозные системы античного мира,    был    гностицизм.    Когда    христианство окончательно порвало  с  иудейством,  перед  ним встала задача духовного насыщения язычников, с которыми приходилось говорить на языке     привычных     для     них    понятий.    И    тут религиозно-философский синкретизм сделал все,  чтобы вовлечь в свой круговорот    христианство    с    помощью   гностицизма, предлагавшего "согласить"    христианское     откровение     с религиозными и философскими системами Востока и античного мира.