Относительно церковной жизни ап. Павел заповедует главным образом терпеливую и бодрственную молитву в собраниях церковных, просит молитв и о себе, чтобы ему Бог отверз дверь для возвещения тайны Христовой, за которую находится в узах
(4:2-4). Касательно житейских и гражданских отношений заповедуется апостолом благоразумное обхождение со внешними, а также, чтобы слово христиан всегда было с благодатью, т.е.
задушевное, благожелательное (4:5-6).
В заключение идут сначала извещения, которые апостол поручает передать колоссянам через Тихика и Онисима (4:7-9);
затем идут приветствия (4:10-15); далее следуют поручения и распоряжение, чтобы послание было прочтено в Лаодикийской церкви (4:16-17). Наконец, следует заключительная приписка рукою самого Павла: "Помните мои узы. Благодать со всеми вами.
Аминь".
Кто был с Павлом в Риме, когда он писал Кол.?
"О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе" (Кол. 4:7).
Тихик пришел из Асии и доставил пожертвования христианам в Иерусалиме (Деян. 20:4). Павла через Македонию сопровождали ассийцы Тихик и Трофим. Тихику была доверена доставка Послания к Ефесянам (Еф. 6:21): "Дабы вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель". Здесь есть одна интересная деталь. Павел пишет, что Тихик расскажет, как обстоят дела у него, у Павла
(Кол. 4:7). Это указывает на то, что очень многое передавалось устно и не вошло в Павловы послания.
С Тихиком в Колоссы был послан Онисим - беглый раб, который добрался до Рима и которого Павел отослал назад, к его хозяину Филимону. Но Павел называет Онисима не беглым рабом, а
"верным и возлюбленным братом нашим" (Кол. 4:9).
Кол. 4:10 - "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною", пишет Павел. Это был македонец из Солуни
(Деян. 20:4). В Македонии Павла сопровождал Аристарх из фессалоникийцев. Он был с Павлом, когда жители Ефеса взбунтовались в храме Артемиды (Деян. 19:29). Ефесяне схватили македонян Гаия и Аристарха, спутников Павла, и устремились на зрелище. Аристарх был с Павлом и тогда, когда Павел отправился узником на корабле в Рим (Деян. 27:2). На адрамитском корабле с Павлом был Аристарх Македонянин их Фессалоники. Видимо,
Аристарх записался Павловым рабом, чтобы сопровождать его в этом последнем путешествии. А теперь он был в римских узах вместе с Павлом.
Кол. 4:10 - Павел говорит о Марке, племяннике Варнавы.
Среди апостолов ранней Церкви у него самая поразительная история. Петр называет его своим сыном (1 Пет. 5:13):
"Приветствует вас...Марк, сын мой". При написании своего
Евангелия Марк использовал все, что он слышал от Петра.
[В служебном Апостоликоне упоминаются три Марка: Марко
Евангелист, Петром апостолом в Александрии поставлен быть епископ; Марко, "сыновец Варнавль", т.е. племянник Варнавы, о котором идет речь в Кол. (4:10); Марко, нарицаемый Иоанн, егоже Лука в Деяниях поминает.]
Павел и Варнава взяли Марка с именем Иоанн в свое первое миссионерское путешествие (Деян. 13:5). Но в середине путешествия, когда стало невыносимо трудно и опасно, Марк покинул апостолов в Памфилии и вернулся назад, в Иерусалим
(Деян. 13:13). Павел не мог забыть этого. Когда апостолы собирались во второе миссионерское путешествие, Варнава хотел взять Марка, но Павел не согласился и по этой причине расстался в Варнавой и никогда больше не сотрудничал с ним, а путешествовал с Силой (Деян. 15:36-40). По преданию Марк отправился в Египет и основал церковь в Александрии.
Марк оказался с Павлом во время его последнего заключения, и Павел положительно отзывался о нем (Флм. 24):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.