Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 10

Гностицизм тем  не  менее многое заимствовал из иудейской ангелологии. В ангелах видели посредников между высшим Богом и людьми, участников в творении.  "Бог иудеев" оказывался главой низших ангелов.  Обращаясь  к  колоссянам,  ап.  Павел  пишет:

"Никто да  не  обольщает  вас  самовольным  смиренномудрием  и служением ангелов,  вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом" (Кол. 2:18). Космократоры тьмы века сего,  духи  злобы  поднебесной  нередко  разумелись  под

Ассуром, Вавилоном,  Египтом,  и непрестанная борьба Израиля с ними отражала  брань   в   мире   духов.   Иудейский   элемент прослеживается также    в   обрядовой   дисциплине   некоторых гностических систем.   Соблюдение   праздников,   новомесячий, суббот и  т.п.  было характерно для иудаизма;  законы о пище и питие были левитскими законами.  В связи с гностической ересью ап. Павел пишет колоссянам:  "Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2:16), ибо "это имеет только вид мудрости в самовольном служении,  смиренномудрии  и  изнурении  тела,   в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:23).

Выдающееся место в гностицизме заняла религия  греческая.

Влияние ее  столь  значительно,  что  нередко  весь гностицизм отождествляли с орфизмом. Особенно много точек соприкосновения гностицизма и орфизма в эсхатологии. Загробная участь известна

Орфею, так как он сам спускался  в  преисподнюю  и  познал  ее тайны (миф об Орфее и Евридике). Бессмертие не является уделом исключительно богов, душа верующего тоже бессмертна. Но будучи бессмертной, душа не свободна,  а заключена в бесконечный круг рождений и  смертей.  Даже  аскеза  не  освобождает  душу   от тягостного круга реинкарнаций.  Жизнь повторяется в нескольких последовательных воплощениях (ср.  индуистская  карма).  Кроме того, умершие   должны   знать   тайные   пароли   и   формулы потустороннего мира,  для чего им давались особые  наставления

("Книга мертвых").  Лишь  пройдя  длинный ряд таких испытаний, душа имеет надежду на окончательное освобождение  из  гробницы тела.

Перечислить все,  что разным гностическим  системам  дала каждая религия   и   каждая   философская  школа,  невозможно.

Древнейший пласт их воззрений составляют теогония, космология, воплощения и    перевоплощения   богов,   фигура   искупителя, избавителя от   злой,   мрачной   силы,    который    является первородным, возлюбленным    сыном    высшего   бога,   добрым пастырем, словом жизни и т.д.  Отсюда  видно,  что  гностицизм интересовала в  христианстве главным образом идея искупления и искупителя, т.к. гностицизм в самой существенной стороне своей претендовал на   искупление,  и  наоборот:  искупление  всегда отождествлялось с гносисом.

Гностическая идея     искупления    связана    с    целью мирообразования: первоначально разделенные добро и  зло  вновь обособить одно от другого, части плиромы освободить из плена в видимом мире.  Для этого требуется  высочайший  эон  (которого называют Спасителем,   Иисусом,   Христом).   Избавляющий  эон никогда не    мыслится     как     действительный     человек.

Александрийские гностики,  например,  для которых материя была низшей мертвой гранью  божественного  жизнеразвития,  считали, что посланный  высшим  богом  эон  соединился  с  Христом  при крещении во  Иордане  и  с  того  момента   совершал   в   Нем необычайные дела, но опять оставил Его во время страданий.

В сирийском гносисе,  который материю считал  безусловным злом, Христос вообще не мог иметь тело из плоти и крови, а был неким духом,  фантомом  (докетизм).  Вся   задача   искупления состояла в   просвещении  "духовных"  людей  (т.е.  гностиков)

касательно их   собственного   превосходства    и    небесного происхождения. Для  натур  "телесных"  не было изббавления.  О