Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 9

Мифы парсизма на разные лады развивают мысль, что космократоры сначала были злыми духами,  потом вышний бог сжалился над ними и приобщил их к власти над миром.

Не удивительно,  что  в  представлении   древних   каждая природная сила - ветер,  гром,  молния,  дождь и т.д.  - имела свое демоническое  начальство.  Каждое  дерево,  каждая  река, озеро и  т.п.  имели  своего  беса.  Воздух  кишел  бесовскими силами. Эти духи рассматривались  как  промежуточное  звено  к

Богу и одновременно были препятствием к Нему, т.к. большинство из них враждовало с человеком.

Старовавилонская и  персидская религии в целом были чужды взгляда на мир как на зло.  Напротив:  мир хорош и как таковой вышел из рук благого бога.  Известно,  что и греческая религия сначала была антимистической.  Но  не  без  влияния  Индии,  в значительной мере   под   давлением   пессимизма  Упанишад,  в миросозерцание сначала  Востока,  потом   Запада   все   более вкрадываются печальные ноты. На место дуализма персидского, по которому мировая жизнь есть вечная борьба добрых и  злых  сил, водворяется дуализм  онтологический,  который  противополагает высшее царство духа низшему царству материи.  И  в  результате синкретизм отдает  творение  этого  мира униженным вавилонским планетным божествам.  Вышний бог не мог снизойти до участия  в творении такой недостойной среды, как материя. Поэтому материя в гностицизме  извечна  и  вселенная  не  была  сотворена   из ничего, а  Бог  не  был Творцом мира.  Между Богом и человеком находится бесконечный ряд эманаций  (или  эонов),  где  каждая последующая эманация  все более удаляется от Бога и все меньше знает о Нем.  По мере увеличения числа эманаций незнание  Бога переходит во   враждебность   к   Нему.  Таким  образом  самая удаленная от Бога эманация,  сотворившая этот мир,  ничего  не знала об истинном Боге и была Его врагом.  Отсюда земной мир не благое творение Бога,  а область  действия  враждебной  Ему силы, нередко отождествлявшейся с Богом Ветхого Завета.  Чтобы достичь высшего  Бога,  человек  должен   преодолеть   длинную лестницу эманаций,  к  которым некоторые гностики причисляли и

Христа, хотя и ставили Его обыкновенно выше других посредников.

Акт творения,  каков  бы он ни был,  предполагает участие нескольких творцов  -  низших  богов.  Отсюда  планетные  духа занимают в  небесной  иерархии  некоторое  срединное положение посредников-космократоров. Функциональная   перемена    прежде всего затрагивает  вавилонскую  Истар ("мать богов"),  которая некогда выпала за пределы плиромы и благодаря этому вызвала  к бытию настоящий мир. В новом качестве виновницы появления мира она опять  поднимается  вверх   по   иерархической   лестнице, становится "верховной   матерью"   и   встречается  во  многих гностических системах.

Незаурядную работу  мысли  и воображения в синкретизме (а следовательно и в  гностицизме)  вызвало  положение  человека.

Человек принадлежит этому миру и как таковой создан планетными божествами. Но человек в то же время обнаруживает и стремление к миру   горнему.   Гностические   мифы  решают  эту  проблему указанием на то,  что человек есть  творение  планетных  духов только по телу. Частица же небесного света ("греч.: "спинфир")

заложена в него высшим богом.  И в этом  вопросе  гностические системы много черпают в иудаизме.

Иудеи рассеяния в Александрии и в эпицентре гностического синкретизма -  в  междуречье  Тигра  и  Евфрата и на Сирийском плоскогорье - не могла исчезнуть в  процессе  цивилизационного взаимообмена Востока  и  Запада.  В  гностических  мифологемах очень часто выступает "Бог иудейский", но - и это характерно большей частью   в   неприязненном  освещении.  Противостояние соседей переносило нелюбовь к сопернику и на его религию. "Бог иудеев" в   гностицизме   занимает  только  то  второстепенное положение, которое отводилось богам других народов.