Мифы парсизма на разные лады развивают мысль, что космократоры сначала были злыми духами, потом вышний бог сжалился над ними и приобщил их к власти над миром.
Не удивительно, что в представлении древних каждая природная сила - ветер, гром, молния, дождь и т.д. - имела свое демоническое начальство. Каждое дерево, каждая река, озеро и т.п. имели своего беса. Воздух кишел бесовскими силами. Эти духи рассматривались как промежуточное звено к
Богу и одновременно были препятствием к Нему, т.к. большинство из них враждовало с человеком.
Старовавилонская и персидская религии в целом были чужды взгляда на мир как на зло. Напротив: мир хорош и как таковой вышел из рук благого бога. Известно, что и греческая религия сначала была антимистической. Но не без влияния Индии, в значительной мере под давлением пессимизма Упанишад, в миросозерцание сначала Востока, потом Запада все более вкрадываются печальные ноты. На место дуализма персидского, по которому мировая жизнь есть вечная борьба добрых и злых сил, водворяется дуализм онтологический, который противополагает высшее царство духа низшему царству материи. И в результате синкретизм отдает творение этого мира униженным вавилонским планетным божествам. Вышний бог не мог снизойти до участия в творении такой недостойной среды, как материя. Поэтому материя в гностицизме извечна и вселенная не была сотворена из ничего, а Бог не был Творцом мира. Между Богом и человеком находится бесконечный ряд эманаций (или эонов), где каждая последующая эманация все более удаляется от Бога и все меньше знает о Нем. По мере увеличения числа эманаций незнание Бога переходит во враждебность к Нему. Таким образом самая удаленная от Бога эманация, сотворившая этот мир, ничего не знала об истинном Боге и была Его врагом. Отсюда земной мир не благое творение Бога, а область действия враждебной Ему силы, нередко отождествлявшейся с Богом Ветхого Завета. Чтобы достичь высшего Бога, человек должен преодолеть длинную лестницу эманаций, к которым некоторые гностики причисляли и
Христа, хотя и ставили Его обыкновенно выше других посредников.
Акт творения, каков бы он ни был, предполагает участие нескольких творцов - низших богов. Отсюда планетные духа занимают в небесной иерархии некоторое срединное положение посредников-космократоров. Функциональная перемена прежде всего затрагивает вавилонскую Истар ("мать богов"), которая некогда выпала за пределы плиромы и благодаря этому вызвала к бытию настоящий мир. В новом качестве виновницы появления мира она опять поднимается вверх по иерархической лестнице, становится "верховной матерью" и встречается во многих гностических системах.
Незаурядную работу мысли и воображения в синкретизме (а следовательно и в гностицизме) вызвало положение человека.
Человек принадлежит этому миру и как таковой создан планетными божествами. Но человек в то же время обнаруживает и стремление к миру горнему. Гностические мифы решают эту проблему указанием на то, что человек есть творение планетных духов только по телу. Частица же небесного света ("греч.: "спинфир")
заложена в него высшим богом. И в этом вопросе гностические системы много черпают в иудаизме.
Иудеи рассеяния в Александрии и в эпицентре гностического синкретизма - в междуречье Тигра и Евфрата и на Сирийском плоскогорье - не могла исчезнуть в процессе цивилизационного взаимообмена Востока и Запада. В гностических мифологемах очень часто выступает "Бог иудейский", но - и это характерно большей частью в неприязненном освещении. Противостояние соседей переносило нелюбовь к сопернику и на его религию. "Бог иудеев" в гностицизме занимает только то второстепенное положение, которое отводилось богам других народов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.