Запад.
Многое из того, что обычно связывается с эпохой
Александра Великого: космополитизм, индивидуализм, теократия, монотеизм, уничтожение границы между греками и варварами вообще почва для синкретизма - было готово уже до появления македонского завоевателя. Задолго до него в духовной жизни греческого народа начинается процесс денационализации и ориентализации, что в определенной мере отразилось уже в миросозерцании Платона. Но Александр, бесспорно, многократно усилил этот процесс.
С середины III века в этот процесс взаимообмена цивилизаций вступает новый элемент - римская культура и государственность, что еще более активизирует его. В ряде отраслей Восток намного превосходил Запад своими техническими познаниями, искусством ремесленников и кустарей. Восточная промышленность кладет неизгладимую печать на материальную цивилизацию Европы. Но ни в одной сфере воздействие Востока не было так ощутимо, как в религии. Если Персия ответила греко-римской цивилизации могучим обратным духовными напором в культе Митры, в манихействе, мандеизме, могтазиллахизме, то
Индия могла развить не меньшую наступательную энергию. Буддизм переживал тогда свое лучшее время, и подвиги неистового аскетизма поразили армию Александра Великого.
Со времени Александра связи Индостана с Передней Азией и
Европой становятся энергичными и многосторонними. Имена царей
Сирии и Египта встречаются на памятниках царя Ашоки.
Александрия испытывала влияние Индии даже более ощутимо, чем города в бассейне Тигра и Евфрата. Индийские ориентализм особо дал себя знать в стоицизме и проник в Европу под знаменем неоплатонизма. Его возвышенный спиритуализм и аскетизм могли пленять умы, порабощенные политеизмом.
Резкое противоположение Бога и материи (дуализм) шло навстречу движению, которое нарождалось в Европе. Особенно привлекала индийская концепция божества как чистого бытия, замкнутого в себе, не имеющего отношения к миру, непостижимого, неисповедимого, предвечного. Это стало достоянием неоплатонизма, Филона и раввинистического деизма послепленного иудейства. Отсюда же взял клнцепцию "неведомого
Отца" и гностицизм почти во всех своих ответвлениях.
Возможно, что Индостан дал гностицизму и теорию переселения душ (реинкарнация). Сложные, причудливые построения астральной теологии почти всех гностических систем берут материал из религий вавилонской и персидской. Этот материал, конечно, прошел сложную обработку в процессе взаимного обмена двух цивилизаций - халдейской и персидской.
Когда персидское влияние пришло в междуречье Тигра и Евфрата, оно застало местную религию в стадии стагнации (IV-V вв. до
Р.Х.). Ее главными божествами были 7 планетных сил и "мать богов" Истар. Пристолкновении двух религий религия народа-победителя заставила вавилонских богов превратиться в демонов и опуститься вних, в преисподнюю. Но оттеснив вавилонских богов вниз, персидская религия приняла их в свой пантеон. Ответвление парсизма - культ Митры включил вавилонских богов в свою компанию, связал с учением о восхождении душ на небо и пронес новую религию по всей Европе.
В этой религии вавилонские божества, которые на родине были богами света и неба, забрались в преисподнюю, но не лишились участия в управлении миром.
Видимо, халдейская астрология (или какой-либо ее синтезированный вариант) была составным элементом колосской гностической ереси, о которой пишет ап. Павел: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). "Стихиями мира" часто назывались элементарные духи мира, особенно духи звезд и планет. Гностики предлагали разнообразные пароли, формулы и заклинания, с помощью которых можно избавиться от фатального влияния звезд.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.