Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 8

Запад.

Многое из   того,   что   обычно   связывается  с  эпохой

Александра Великого:  космополитизм, индивидуализм, теократия, монотеизм, уничтожение  границы  между  греками  и варварами вообще почва для синкретизма - было готово  уже  до  появления македонского завоевателя.  Задолго  до  него  в духовной жизни греческого народа  начинается   процесс   денационализации   и ориентализации, что  в  определенной  мере  отразилось  уже  в миросозерцании Платона.  Но Александр,  бесспорно, многократно усилил этот процесс.

С середины  III  века   в   этот   процесс   взаимообмена цивилизаций вступает   новый  элемент  -  римская  культура  и государственность, что еще  более  активизирует  его.  В  ряде отраслей Восток  намного превосходил Запад своими техническими познаниями, искусством  ремесленников  и  кустарей.  Восточная промышленность кладет   неизгладимую  печать  на  материальную цивилизацию Европы. Но ни в одной сфере воздействие Востока не было так   ощутимо,   как  в  религии.  Если  Персия  ответила греко-римской цивилизации могучим обратным духовными напором в культе Митры,  в манихействе,  мандеизме,  могтазиллахизме, то

Индия могла развить не меньшую наступательную энергию. Буддизм переживал тогда   свое  лучшее  время,  и  подвиги  неистового аскетизма поразили армию Александра Великого.

Со времени  Александра связи Индостана с Передней Азией и

Европой становятся энергичными и многосторонними.  Имена царей

Сирии и   Египта   встречаются   на   памятниках  царя  Ашоки.

Александрия испытывала влияние Индии даже более  ощутимо,  чем города в бассейне Тигра и Евфрата. Индийские ориентализм особо дал себя знать в стоицизме и  проник  в  Европу  под  знаменем неоплатонизма. Его  возвышенный  спиритуализм и аскетизм могли пленять умы, порабощенные политеизмом.

Резкое противоположение  Бога  и  материи  (дуализм)  шло навстречу движению,  которое нарождалось  в  Европе.  Особенно привлекала индийская  концепция  божества  как  чистого бытия, замкнутого в   себе,   не   имеющего   отношения    к    миру, непостижимого, неисповедимого,    предвечного.    Это    стало достоянием неоплатонизма,  Филона и  раввинистического  деизма послепленного иудейства.  Отсюда же взял клнцепцию "неведомого

Отца" и гностицизм почти во всех своих ответвлениях.

Возможно, что   Индостан   дал   гностицизму   и   теорию переселения душ    (реинкарнация).    Сложные,     причудливые построения астральной  теологии почти всех гностических систем берут материал  из  религий  вавилонской  и  персидской.  Этот материал, конечно,   прошел   сложную   обработку  в  процессе взаимного обмена двух цивилизаций - халдейской  и  персидской.

Когда персидское  влияние пришло в междуречье Тигра и Евфрата, оно застало местную религию в стадии стагнации  (IV-V  вв.  до

Р.Х.). Ее  главными  божествами  были  7 планетных сил и "мать богов" Истар.    Пристолкновении    двух    религий    религия народа-победителя заставила  вавилонских  богов превратиться в демонов и  опуститься  вних,  в   преисподнюю.   Но   оттеснив вавилонских богов  вниз,  персидская религия приняла их в свой пантеон. Ответвление   парсизма   -   культ   Митры    включил вавилонских богов   в   свою  компанию,  связал  с  учением  о восхождении душ на небо и пронес новую религию по всей Европе.

В этой  религии  вавилонские божества,  которые на родине были богами света и  неба,  забрались  в  преисподнюю,  но  не лишились участия в управлении миром.

Видимо, халдейская   астрология   (или   какой-либо    ее синтезированный вариант)  была  составным  элементом колосской гностической ереси,  о которой  пишет  ап.  Павел:  "Смотрите, братия, чтобы   кто   не   увлек   вас   философиею  и  пустым обольщением, по преданию человеческому,  по стихиям мира, а не по Христу"   (Кол.  2:8).  "Стихиями  мира"  часто  назывались элементарные духи мира, особенно духи звезд и планет. Гностики предлагали разнообразные   пароли,  формулы  и  заклинания,  с помощью которых можно избавиться от фатального влияния  звезд.