Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 6

1:16). "Ибо Им (Христом) создано все,  что на небесах и что на земле, видимое  и  невидимое:  престолы  ли,  господства   ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано".

Лжеучители утверждали,  что Христос был одной из эманаций

(эонов). Даже если Он и высоко стоит среди этих эманаций, даже если Он стоит выше всех,  Он лишь один из многих  посредников.

Поскольку между  Богом  и  человеком находится бесконечный ряд эманаций, постольку  человек   может   слиться   с   верховным божеством, лишь  с  трудом  взбираясь  по бесконечной лестнице посредников; на  этом  пути  он  не  только  достигает  уровня

Христа, но  и  превосходит  Его.  Однако  для этого необходимы особые таинственные знания,  открытые не для всех; высших сфер духа достигают лишь немногие избранные.

Павел отвечает на это лжеучение,  заявляя,  что во Христе обитает вся  Божественная  полнота (Кол.  1:19) - "Благоугодно было Отцу, что в Нем (во Христе) обитала всякая полнота". Кол.

2:9 - во Христе "обитает вся полнота Божества телесно".

Полнота (греч.:     "плирома")     здесь     тождественна

Божественному существу ("усия").  Таким образом,  цель Павла доказать, что во Христе обитает все Божественное существо.

О богочеловечестве Христа

Если материя была совершенно порочной, то, как утверждали колосские лжеучители, Христос, Сын Божий, не мог иметь тело из плоти и крови,  не  мог  обладать  человеческой  природой.  Он явился неким духом,  фантомом. Опровергая это лжеучение, Павел утверждает, что вочеловечившийся Сын  Божий,  будучи  истинным

Богом и  истинным  человеком,  в  Своей  плоти соединил павшее человечество с Богом Отцом,  Который "...вас,  бывших  некогда отчужденными и  врагами,  по  расположению к злым делам,  ныне примирил в теле Плоти  Его  (Христа),  чтобы  представить  вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:21-22).

Колосская этика

Если материя порочна,  то и наши тела порочны,  а  отсюда два следствия:

(а) нужно  или  отречься   от   тела   и   вести   строго аскетическую жизнь,  подавляя  тело,  отказывая  ему  во  всем

(гностики-экратиты);

(б) или же,  наоборот, если тело порочно, то неважно, что человек с   ним   делает.  Важен  только  дух.  Человек  может удовлетворять все  желания  своего  тела,  ибо материя - ничто

(гностики-антитакты).

Таким образом,   колосская   этика  могла  проявляться  в аскетике с  соблюдением  всевозможных  законов  и  ограничений или могла  вылиться во вседозволенность,  антиномизм,  который оправдывает   любую   аморальность.    Обе    эти    тенденции пропагандировали колосские лжеучители.

Изучая Кол.  и  другие  послания,  необходимо  помнить  о лжегностической ереси,  т.к.  лишь  на  фоне  лжегносиса  и  в противопоставлении ему становятся понятными мысли и  язык  ап.

Павла.

*   *   *

Лжегносис в смысле "лжеименное знание" у нас  обыкновенно именуется гностицизмом  и употребляется в противоположность не только христианской   вере,   сколько   языческой   философии.

Некоторые западные  теологи  считают,  что  вообще все Павловы послания так или иначе направлены против гностицизма.

Учитывая колоссальную   опасность,   которую   гностицизм представляет как для христианства  первых  веков,  так  и  для современной Церкви,    которая    постоянно   сталкивается   с разнообразными сектами,  строящих свои лжеу4чения  на  пестрых гностических системах, остановимся подробнее на этом феномене,

"дабы мы   не   были   более   младенцами,   колеблющимися   и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству  обольщения" (Еф.  4:14).  [Греч.  "кивия" "лукавство", мастерство игры в кости, когда человек становится слепым "игралищем" бесов и мошенников.]