представлении лжеучителей для спасения необходима масса тайных знаний. Эти знания лни излагали в своих книгах, которые называли "апокрифы". Эти книги были недоступны для понимания простых смертных. Павел заявляет: спасительное знание скрыто не в хитроумных философских и религиозных системах, а во
Христе, и потому оно открыто и доступно для всех.
Противопоставление замкнутого гносиса общедоступной христианской вере вело к появлению в Колоссах духовной аристократии, возникновению духовного снобизма избранных.
Поэтому в Кол. Павел ставит задачу вразумления всякого человека, научая его всякой премудрости, чтобы представить каждого совершенным во Христе. "Мы проповедуем (Христа)
вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе"
(Кол. 1:28). Цель апостола - сделать каждого совершенным во всякой премудрости.
Павел не отвергает существования элементарных стихий мира, но убеждает колоссян, что не нужен никто, кроме Христа, чтобы преодолеть все силы вселенной, ибо в Нем - вся полнота
Божия и Он - глава всякого начала и власти, потому что Он создал их. Безумно одновременно верить в силу Христа и признавать влияние звезд.
Не космические силы, а Христос составляет с колоссянами, как и со всеми людьми, "одно тело" (Еф. 3:6). В греч.
"синсомос" - Христос сотелесен нам (слав.: "сотелесник").
Христо превращает людей в храм целокупного Божества, т.к. в
Нем вся Божественная полнота была, есть и будет. Аналогично тому, как прежде всех век "благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (Кол. 1:19), и поныне "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9).
Павел особенно подчеркивает роль Христа в творении.
Христос создал все (Кол. 1:16-17): "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит".
Одновременно Павел доказывает, что Христос - истинный человек. В теле плоти совершил Христос Свой искупительный подвиг. Люди примирились с Богом "в теле плоти" Его (Христа), смертью Его..." (Кол. 1:22).
II.
Колосская ересь придавала исключительное значение бесовским силам. В послании неоднократно говорится о начальствах и властях, которыми Павел обозначает в данном случае демонические силы.
Кол. 2:15 - Христос, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою".
В представлении древних воздух кишел бесами. Каждая природная сила - ветер, гром, молния, дождь - имела свое демоническое начало. Каждое дерево, каждая река, каждое озеро имели своего беса. Эти бесы преграждали доступ к Богу, т.к.
большинство их враждовали с человеком. Колосские лжеучители проповедовали, что для победы над бесовской силой недостаточно силы Христа им веры в Его заступление.
Помимо бесов и демонов колосские еретики апеллировали к ангелам как посредникам между Богом и людьми (Кол. 2:18):
"Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом". Таким образом, вера в ангелов вытесняла, замещала веру во Христа (служение - греч. "фриския"
- богопочитание).
III.
В колосской ереси был теософический элемент. Еретики увлекали людей философией и обольщением (Кол. 2:8) "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христа". Обольщение (греч.: "апати" - "хитрость", "обман").
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.