Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 4

представлении лжеучителей для спасения необходима масса тайных знаний. Эти  знания  лни  излагали  в  своих  книгах,  которые называли "апокрифы".  Эти книги были недоступны для  понимания простых смертных.  Павел заявляет:  спасительное знание скрыто не в хитроумных  философских  и  религиозных  системах,  а  во

Христе, и потому оно открыто и доступно для всех.

Противопоставление замкнутого    гносиса    общедоступной христианской вере   вело   к  появлению  в  Колоссах  духовной аристократии, возникновению  духовного   снобизма   избранных.

Поэтому в   Кол.   Павел  ставит  задачу  вразумления  всякого человека, научая его  всякой  премудрости,  чтобы  представить каждого совершенным   во   Христе.  "Мы  проповедуем  (Христа)

вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости,  чтобы представить всякого  человека  совершенным  во  Христе Иисусе"

(Кол. 1:28).  Цель апостола - сделать каждого  совершенным  во всякой премудрости.

Павел не  отвергает  существования  элементарных   стихий мира, но убеждает колоссян,  что не нужен никто, кроме Христа, чтобы преодолеть все силы вселенной,  ибо в Нем - вся  полнота

Божия и  Он  -  глава  всякого начала и власти,  потому что Он создал их.  Безумно  одновременно  верить  в  силу  Христа   и признавать влияние звезд.

Не космические силы,  а Христос составляет с колоссянами, как и  со  всеми  людьми,  "одно  тело"  (Еф.  3:6).  В  греч.

"синсомос" -  Христос  сотелесен  нам  (слав.:  "сотелесник").

Христо превращает  людей в храм целокупного Божества,  т.к.  в

Нем вся Божественная полнота была,  есть и  будет.  Аналогично тому, как прежде всех век "благоугодно было Отцу,  чтобы в Нем обитала всякая полнота" (Кол.  1:19),  и поныне "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9).

Павел особенно  подчеркивает  роль  Христа  в   творении.

Христос создал все (Кол. 1:16-17): "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле,  видимое  и  невидимое:  престолы  ли, господства ли,  начальства ли,  власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит".

Одновременно Павел  доказывает,  что  Христос  - истинный человек. В теле  плоти  совершил  Христос  Свой  искупительный подвиг. Люди  примирились с Богом "в теле плоти" Его (Христа), смертью Его..." (Кол. 1:22).

II.

Колосская ересь   придавала    исключительное    значение бесовским силам.   В   послании   неоднократно   говорится   о начальствах и властях,  которыми  Павел  обозначает  в  данном случае демонические силы.

Кол. 2:15 - Христос,  "отняв силы у начальств и  властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою".

В представлении  древних  воздух  кишел  бесами.   Каждая природная сила  -  ветер,  гром,  молния,  дождь  - имела свое демоническое начало.  Каждое дерево, каждая река, каждое озеро имели своего  беса.  Эти бесы преграждали доступ к Богу,  т.к.

большинство их враждовали с  человеком.  Колосские  лжеучители проповедовали, что для победы над бесовской силой недостаточно силы Христа им веры в Его заступление.

Помимо бесов  и  демонов колосские еретики апеллировали к ангелам как посредникам между  Богом  и  людьми  (Кол.  2:18):

"Никто да  не  обольщает  вас  самовольным  смиренномудрием  и служением Ангелов,  вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом". Таким образом, вера в ангелов вытесняла, замещала веру во Христа (служение - греч. "фриския"

- богопочитание).

III.

В колосской  ереси  был  теософический  элемент.  Еретики увлекали людей  философией  и   обольщением   (Кол.   2:8)   "Смотрите, братия,  чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому,  по стихиям мира, а не по Христа". Обольщение (греч.: "апати" - "хитрость", "обман").