(гностики-энкратиты), либо, наоборот, удовлетворять всем телесным прихотям, ибо тело - ничто, а важен только дух
(гностики-антитакты).
Большинство древних церковных писателей объединяло гностиков одним отрицательным признаком: гностики - это сбившиеся с пути, уклонившиеся от христианства обольщенцы, споткнувшиеся на вопросах о Боге и мире. Однако во многих гностических системах христианский элемент невелик или почти отсутствует, поэтому определять их характер в отношении христианства довольно сложно. Не удивительно, что, например, немецкий богослов А.Харнак связывал гностицизм с попыткой завоевать быстрым приступом христианство для эллинской культуры, а последнюю - для первого. В синтезе с гностицизмом христианство превращалось в некую теософию, пропитанную идеями
Платона, сооруженную из материалов культовой мудрости, большею частью восточной, и развертывавшуюся в тайных мистериях.
Многие гностические системы удивительно похожи на офические (от греч. "офис" - "змей"). Змей является представителем то зла, то добра. В вавилонской, персидской и египетской мифологии семиглавый змей борется против сил света.
Из смешения света с материей происходит Ялдабаоф, сын Хаоса.
Он есть создатель мира и производит свой смертоносный образ "Офиоморф" - образ "змея извивающегося", левиафана, от которого происходят всякое зло и скорбь. Гностики немало позаимствовали из учения офитов о Демиурге.
Синкретизм религий - персидской, халдейской, греческой, иудейской, египетской и индийской, таким образом, нашел свое свое яркое выражение в гностицизме. Отсюда главным признаком, объединяющим все гностические системы, является решение проблемы о происхождении зла в мире. По Тертуллиану, все гностики ставили вопрос: откуда зло и почему (unde matum et
quare)? Дерзнуть назвать Бога виновником зла невозможно, провидение ни в коем случае не жестокосердно. Страх признать
Бога творцом зла заставлял гностиков допускать совечную Ему материю. Все сотворено из какого-то готового вещества. И
гностики рассматривали чувственный мир и человека в нем как смесь материи и сияния света из горнего мира. Фантастическая мифология, сотканная из обрывков астральной теологии и космологии, а отчасти из философских построений, стремилась показать своеобразное смешение враждебных элементов в мире и человеке, переложив вину за уродливые явления в мире физическом иморальном на эонов-посредников, второстепенные эманации, агентов-космократов. Некоторые гностики доказывали, что все зло происходит в мире от дурного управления ангелов.
Колосские гностики, например, придавали приоритетное значение
"духам злобы поднебесной". Имея в виду последних, ап. Павел писал, что Христос, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол.
2:15).
В своем мировосприятии гностицизм зижделся на дуализме.
Раз материя источает зло, гносис не мог допустить, чтобы и творцом этого мира был высший Бог. Для мира достаточно получить начало от Демиурга, выйти из рук посредников или ангелов. Появление мира для некоторых разновидностей гностицизма вообще оказывается недоразумением, оплошностью, к исправлению которой стремится весь космос. От дуализма до безнадежного пессимизма - один шаг. Поэтому этика гностицизма очень часто окрашена в мрачный цвет. Душа и тело составляют темницу для духа. Их упразднение - главная цель жизни человека. Отсюда суровый аскетизм, питаемый презрением к плоти и совершенно неожиданно переходящий нередко в свою почти полярность - плотскую вседозволенность, антиномизм, либертинизм, моральный анархизм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.