Послание к Колоссянам. О богочеловечестве Христа. Образец Павловой молитвы, страница 12

(гностики-энкратиты), либо,   наоборот,   удовлетворять   всем телесным прихотям,  ибо  тело  -  ничто,  а  важен  только дух

(гностики-антитакты).

Большинство древних    церковных   писателей   объединяло гностиков одним  отрицательным  признаком:  гностики   -   это сбившиеся с  пути,  уклонившиеся  от  христианства обольщенцы, споткнувшиеся на вопросах о Боге  и  мире.  Однако  во  многих гностических системах  христианский  элемент невелик или почти отсутствует, поэтому  определять  их  характер   в   отношении христианства довольно сложно.  Не удивительно,  что, например, немецкий богослов  А.Харнак  связывал  гностицизм  с  попыткой завоевать быстрым   приступом   христианство   для   эллинской культуры, а последнюю - для первого.  В синтезе с гностицизмом христианство превращалось в некую теософию, пропитанную идеями

Платона, сооруженную из материалов культовой мудрости, большею частью восточной, и развертывавшуюся в тайных мистериях.

Многие гностические   системы   удивительно   похожи   на офические (от   греч.   "офис"   -   "змей").   Змей  является представителем то зла,  то добра.  В вавилонской, персидской и египетской мифологии семиглавый змей борется против сил света.

Из смешения света с материей происходит Ялдабаоф,  сын  Хаоса.

Он есть  создатель мира и производит свой смертоносный образ "Офиоморф" -  образ  "змея   извивающегося",   левиафана,   от которого происходят  всякое  зло  и  скорбь.  Гностики  немало позаимствовали из учения офитов о Демиурге.

Синкретизм религий - персидской,  халдейской,  греческой, иудейской, египетской и индийской,  таким образом,  нашел свое свое яркое выражение в гностицизме.  Отсюда главным признаком, объединяющим все  гностические   системы,   является   решение проблемы о  происхождении  зла  в  мире.  По Тертуллиану,  все гностики ставили вопрос:  откуда зло и почему (unde  matum  et

quare)? Дерзнуть   назвать  Бога  виновником  зла  невозможно, провидение ни в коем случае не жестокосердно.  Страх  признать

Бога  творцом  зла  заставлял гностиков допускать совечную Ему материю.  Все сотворено  из  какого-то  готового  вещества.  И

гностики  рассматривали  чувственный  мир и человека в нем как смесь материи и сияния света из горнего  мира.  Фантастическая мифология,   сотканная   из  обрывков  астральной  теологии  и космологии,  а отчасти из философских  построений,  стремилась показать  своеобразное  смешение враждебных элементов в мире и человеке,  переложив  вину  за  уродливые   явления   в   мире физическом  иморальном  на  эонов-посредников,  второстепенные эманации,  агентов-космократов. Некоторые гностики доказывали, что  все  зло происходит в мире от дурного управления ангелов.

Колосские гностики,  например, придавали приоритетное значение

"духам злобы поднебесной".  Имея в виду последних,  ап.  Павел писал, что Христос, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг  их  позору,  восторжествовав  над  ними  Собою" (Кол.

2:15).

В своем мировосприятии гностицизм зижделся  на  дуализме.

Раз материя  источает  зло,  гносис не мог допустить,  чтобы и творцом этого   мира  был  высший  Бог.  Для  мира  достаточно получить начало от Демиурга,  выйти  из  рук  посредников  или ангелов. Появление    мира    для   некоторых   разновидностей гностицизма вообще оказывается недоразумением,  оплошностью, к исправлению которой  стремится  весь  космос.  От  дуализма до безнадежного пессимизма - один шаг.  Поэтому этика гностицизма очень часто  окрашена  в мрачный цвет.  Душа и тело составляют темницу для  духа.  Их  упразднение  -  главная   цель   жизни человека. Отсюда суровый аскетизм, питаемый презрением к плоти и совершенно  неожиданно  переходящий  нередко  в  свою  почти полярность -     плотскую     вседозволенность,    антиномизм, либертинизм, моральный анархизм.