Сами потребители осуществляют позиционирование товара своими восприятиями, ощущениями. Однако, маркетологи не должны этот процесс оставлять на волю случая. Они должны планировать позицию товара в сознании людей, и чтобы занять первое место, должны разработать определенный комплекс маркетинга.
Имеется три варианта позиционирования товара в сознании потребителей:
· укрепить в сознании текущую позицию товара;
· найти новую незанятую позицию и занять её;
· вытеснить конкурентов из сознания потребителей или осуществить репозиционирование (проникнуть в новый сегмент или перемещение с существующей позиции).
Процессу позиционирования товаров помогает составление карты-схемы восприятия – это инструмент позиционирования, помогающий наглядно изобразить близость между товарами или сегментами по восприятиям и предпочтениям людей.
Пример карты-схемы восприятия товарных марок, которые конкурируют между собой.
Шесть товарных марок о восприятии по отношению цены и надёжности.
низкая цена
10
20
40
ненадёжный товар надёжный товар
60
80
100
Сегмент №1, №2, №3 – идеальные варианты
Из карты-схемы видно, что товарная марка №5 и 6 явно соперничают друг с другом за объём продаж в первом сегменте. Сегмент №3 предпочитает надёжные товары, но по низкой цене. Здесь конкурируют товарная марка №1 и 2, но ни та, ни другая не считают, что самый идеальный вариант является надёжным.
Товарная марка №4 не отвечает запросам ни одного сегмента, а потому никому не требуется.
Товарная марка №3 предлагает второму сегменту надёжный товар по средней цене, однако более прочные позиции занимают товарную марку №5 и 6.
Маркетологи могут использовать несколько стратегий позиционирования товара:
1. позиционирование на основе характеристик товара, если это техническое изделие;
2. на основе тех выгод, которые даёт товар фирмы, например, кондитерское изделие может позиционироваться как подарок или как утоляющий голод;
3. на основе обстоятельств использования товара (товар для вечернего применения, товар для спортсменов…);
4. на основе видов деятельности;
5. на основе противопоставления товарам конкурентов;
6. на основе места происхождения товара.
Фирма по каким-либо причинам оказывается со своим товаром далеко от идеальных вариантов позиции товара в каждом из сегментов. Тогда приходится осуществлять репозиционирование товара, например, позиция фирмы будет следующей.
качество
|
|||
Товар фирмы
издержки
Схема показывает, что компания имеет несколько вариантов репозиционирования своего товара. Таким образом, компания должна разнообразить (дифференцировать) своё предложение путём создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных в данном сегменте, затем надо осуществить выбор основных преимуществ и довести выбранную позицию до рынка – до сознания потребителя, например, сколько и каких отличительных характеристик товар будем рекламировать. Практика показывает, что выгодно сосредотачиваться на уникальной стороне товара. Затем надо довести планируемую позицию до сведения целевых потребителей, и главное с помощью программы 4П предоставить им эту позицию, например, если мы позиционируем товар с помощью понятия «высокое качество», то и должен быть высококачественный продукт, высокая цена, сбыт – качественная работа дилеров; реклама в СМИ с хорошей репутацией.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.