Сущность, принципы и функции маркетинга. Основные приёмы маркетинга. Товарная политика компании. Сбытовая политика предприятия, страница 9

Сами потребители осуществляют позиционирование товара своими восприятиями, ощущениями. Однако, маркетологи не должны этот процесс оставлять на волю случая. Они должны планировать позицию товара в сознании людей, и чтобы занять первое место, должны разработать определенный комплекс маркетинга.

Имеется три варианта позиционирования товара в сознании потребителей:

·  укрепить в сознании текущую позицию товара;

·  найти новую незанятую позицию и занять её;

·  вытеснить конкурентов из сознания потребителей или осуществить репозиционирование (проникнуть в новый сегмент или перемещение с существующей позиции).

Процессу позиционирования товаров помогает составление карты-схемы восприятия – это инструмент позиционирования, помогающий наглядно изобразить близость между товарами или сегментами по восприятиям и предпочтениям людей.

Пример карты-схемы восприятия товарных марок, которые конкурируют между собой.

Шесть товарных марок о восприятии по отношению цены и надёжности.

Овал: Сегм. №1Овал: Тов. марка №1                                    низкая цена

Овал: Сегм. №3                                              

Овал: Сегм. №5                                               10

Овал: Сегм. №6                                                

Овал: Сегм. №2                                               20

                                               40

ненадёжный товар                                                                        надёжный товар

Овал: Сегм. №3
 


Овал: Сегм. №2Овал: Товарная марка №4                                                60

                                                80

                                                100

Сегмент №1, №2, №3 – идеальные варианты

Из карты-схемы видно, что товарная марка №5 и 6 явно соперничают друг с другом за объём продаж в первом сегменте. Сегмент №3 предпочитает надёжные товары, но по низкой цене. Здесь конкурируют товарная марка №1 и 2, но ни та, ни другая не считают, что самый идеальный вариант является надёжным.

Товарная марка №4 не отвечает запросам ни одного сегмента, а потому никому не требуется.

Товарная марка №3 предлагает второму сегменту надёжный товар по средней цене, однако более прочные позиции занимают товарную марку №5 и 6.

Маркетологи могут использовать несколько стратегий позиционирования товара:

1.  позиционирование на основе характеристик товара, если это техническое изделие;

2.  на основе тех выгод, которые даёт товар фирмы, например, кондитерское изделие может позиционироваться как подарок или как утоляющий голод;

3.  на основе обстоятельств использования товара (товар для вечернего применения, товар для спортсменов…);

4.  на основе видов деятельности;

5.  на основе противопоставления товарам конкурентов;

6.  на основе места происхождения товара.

Фирма по каким-либо причинам оказывается со своим товаром далеко от идеальных вариантов позиции товара в каждом из сегментов. Тогда приходится осуществлять репозиционирование товара, например, позиция фирмы будет следующей.

Овал: Роскошный сегменткачество

качество

 
 


Овал: Экономич. сегмент                                                                                  Товар фирмы

                                                                             

 


                                          издержки

Схема показывает, что компания имеет несколько вариантов репозиционирования своего товара. Таким образом, компания должна разнообразить (дифференцировать) своё предложение путём создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных в данном сегменте, затем надо осуществить выбор основных преимуществ и довести выбранную позицию до рынка – до сознания потребителя, например, сколько и каких отличительных характеристик товар будем рекламировать. Практика показывает, что выгодно сосредотачиваться на уникальной стороне товара. Затем надо довести планируемую позицию до сведения целевых потребителей, и главное с помощью программы 4П предоставить им эту позицию, например, если мы позиционируем товар с помощью понятия «высокое качество», то и должен быть высококачественный продукт, высокая цена, сбыт – качественная работа дилеров; реклама в СМИ с хорошей репутацией.