3. позиционирование товара на рынке – комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар по отношению к конкурирующему товару занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место, т.е. позиционирование – формирование конкурентоспособной позиции товара и детализированного маркетингового комплекса (4 П) для него;
4. маркетинговые взаимоотношения с потребителем – процесс создания, поддержания и расширения прочных полноценных взаимоотношений с потребителями и другими партнёрами компании;
5. конкурентное преимущество – превосходство над конкурентами за счёт качества продукции, более низкой цены, предоставление больших выгод, оправдывающих более высокие цены.
Рассмотрим сегментирование.
Известно, что почти весь ХХ век большинство компаний, производящих потребительские товары предпочитали массовый маркетинг – массовое производство, сбыт, стимулирование сбыта по существу одного и того же товара без учёта специфических нужд потребителей.
Такой подход формирует максимально большой потенциальный рынок. Однако в настоящее время многие факторы привели к тому, что компании уходят от массового маркетинга к целевому (сегментированному). Факторы этого перехода: конкуренция, доходы людей и отсюда их выбор, НТП, разнообразие товаров, огромные каналы сбыта и потоки информации о товарах и услугах.
Суть целевого маркетинга – направление всех усилий компании (4П) на обслуживание одного или нескольких групп потребителей (на обслуживание целевого сегмента), следовательно нужно не рассеивать свои маркетинговые усилия ( не стрелять из пушки по воробьям), а сфокусировать свои маркетинговые усилия на целевом сегменте (на потребителях, наиболее заинтересованных в нашем товаре) (стрелять точно в цель).
Основные этапы целевого маркетинга:
сегментирование рынка |
выбор целевого сегмента рынка |
позиционирование товара на рынке |
1. определение факторов, которые могут быть положены в основу сегментирования рынка; 2. составление профиля (характерных черт) каждого из полученных сегментов. |
3. оценка степени привлекательности полученных сегментов; 4. выбор одного или нескольких сегментов. |
5. разработка подхода к позиционированию в каждом из целевых сегментов; 6. разработка маркетингового комплекса (4П) для каждого целевого сегмента. |
Сегмент рынка – это однородная по определённым признакам группа
Потребителей: индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, организации потребители (предприятия, оптово-розничные магазины, государственные и другие некоммерческие учреждения), например, рынок может быть разбит на следующие сегменты:
Сегмент А
Рыночное окно
Сегмент Б
После разделения рынка на сегменты, мы оцениваем степень их привлекательности и выбираем целевой сегмент один или несколько и его будем обслуживать. Рыночные сегменты небольшого размера (подсигменты), на которых фирма будет работать и планирует занять господствующее положение, называется рыночной нишей. В ходе исследования рынка обнаруживаются его отдельные части, небольшие группы людей, которыми производители пренебрегают, не полностью удовлетворяют их запросы. Такая ситуация называется рыночным окном. Зачастую фирма, работая на этом участке рынка, может иметь большой успех. Сегментация осуществляется по потребителям: а) по конечным потребителям; б) по организованным потребителям, по товарам, чтобы осуществить сегментацию рынка, необходимо учитывать много факторов, влияющих на запросы потребителей, их поведение как покупателей. В основе поведения потребителей лежит иерархия физиологических потребностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.