Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 9

Категории инноваций.

Сущность инноваций уже была вкратце освещена ранее; в данной главе рассмотрим некоторые методы классификации инноваций. Необходимо отметить, что трудности возникают уже при определении того, что понимается под инновациями, с какой деятельностью они связаны и как соотносятся с изобретениями. «Мы говорим о развитии революционных идей, таких как реактивный двигатель или роторно-поршневой двигатель Wankelя, имея в виду создание одной машины/механизма, который может доказать, что результат может быть получен с помощью принципиально новых методов производства. С другой стороны, развитие новых конструкций самолетов, которые сами по себе не являются радикальными нововведениями, тоже считается инновацией – т.е. речь идет о деятельности, связанной с систематическими испытаниями и не очень значительным модифицированием этих конструкций, призванных добиться удовлетворения различным стандартам и безопасности в различных условиях, в которых могут неожиданно оказаться авиаторы. Два примера, рассмотренные выше являются крайностями, и конечно, между этими крайностями существует неисчислимое количество оговорок.

Революционные, оглушительные инновации на самом деле случаются очень редко: фотоаппарат Polariod или ксерография – т.н. сухая печать – уникальные образцы гениальных способностей и изобретательства в сочетании с продуманной маркетинговой политикой. Однако, обобщая, можно отметить, что продвижения и технологические изменения в основной массе берут начало от небольших и постепенно накапливающихся улучшений. Обычно эти негромкие улучшения и доработки не находят отражения и широкой огласки в средствах массовой информации, но вклад этих скромных инноваций в коммерческий успех предприятий зачастую очень значителен. Управляющий директор Philips Electrical Ltd. отметил, что «инновации – постоянное явление в повседневной деловой жизни – и они по своей природе в основном не имеют глобального масштаба……. все  эти изменения – непрекращающиеся и они просто необходимы для дальнейшего успеха нашего бизнеса. Каждое маленькое новшество может не производить значительного эффекта само по себе, но если мы сложим вместе эффекты всех этих инноваций, то увидим, что они на самом деле очень важны для промышленности и очень сильно влияют на положение в отрасли каждой конкретной компании».

Идея об огромном вкладе так называемых «последовательных» инноваций поддерживается несколькими исследователями и авторами, включая Mathiasа, который писал, что каждая заметная инновация развивалась не только на основе изобретений известных ученых, но также с помощью большого количества менее громких усовершенствований, введенных неизвестными конструкторами. Кроме того, различие между новой продукцией и улучшенной продукцией иногда настолько мало, что нечто действительно новое редко может быть изобретено без хотя бы идеи, берущей начало из уже существующей продукции. Взять даже карманный калькулятор предыдущего поколения, микротехнология радикально трансформировала продукт, так что теперь он имеет весьма отдаленное сходство со своим предшественником.

Рентабельная, востребованная на рынке продукция может быть произведена на основе идеи, выбранной подчас наобум, затем эта идея развивается и улучшается, после чего продукция внедряется на рынок.

Изучая промышленные инновации, Langrish сформулировал  4 модели инновационного процесса, основанных на линейной последовательности событий, которые большинство исследователей в этой области либо ясно обозначали в своих трудах, либо подразумевали.

Они начинаются с открытия или с возникновения потребности в новшестве. Langrish выявил по две подкатегории в каждой из вышеупомянутых предпосылок:

1 Давление открытий

а) модель – «наука делает открытия, технологии их применяют»

б) модель – «технологические открытия» например К-стекло (флоат-стекло) Pilkingtonа

2 Давление необходимости

а) модель «нужды потребителя» - которые могут явствовать из непосредственных запросов потребителей или быть выявленными в ходе систематических маркетинговых исследований.