Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 21

Объектом исследования были в основном крупные компании, целью – выяснить каким образом им удается преуспевать и осуществлять успешные инновации. Для этого был отобраны специфические финансовые показатели, связанные с измерением корпоративного роста и рентабельности компании в долгосрочном периоде; другие три показателя измеряли возврат инвестиций и объем продаж.

Результаты этого масштабного исследования были позднее опубликованы в статье «В поисках идеала», акцентирующей внимание на том, что компании с эффективной системой управления могут быть охарактеризованы восемью основными признаками:

1 – Стремление к действию – качественное выполнение работы; быстрое решение проблем небольшими рабочими группами.

2 – Близость к потребителю  - отслеживание потребностей покупателей; разработка идей о новых продуктах и постоянный контакт с потребителями.

3 – Автономия и предпринимательство – в успешных компаниях инновационная деятельность правильным образом поощряется; у людей есть стимулы к творчеству, риску.

4 – Производительность сотрудников – каждый человек в компании пользуется уважением: кадры рассматриваются как необходимый атрибут успеха корпорации; менеджеры искренне заинтересованы в помощи своим сотрудникам в обучении, тренингах, мотивации.

5 – Практический подход,  управление с помощью системы ценностей -  компании, добившиеся значительного успеха на рынке, ясно представляют себе свои корпоративные ценности: они знают, ради чего они работают, и их лидеры способны создать «особенную среду с помощью личного внимания, настойчивости и прямого вмешательства». Лидеры таких компаний демонстрируют свою приверженность ценностям и общей корпоративной культуре, их не могут устраивать некие общие абстрактные концепции, они уверены, что разработка детальных планов необходима для того, чтобы преобразовать идею в конкретное действие и применить ее на практике.

6 – Принцип «занимайся своим дело» – или, если использовать другое образное выражение, каждый сверчок знай свой шесток. Компании, которые расширяются с помощью слияний и   поглощения или с помощью внутренней диверсификации, действуют намного успешнее, когда они продолжают работать в области их основной деятельности, как, например 3М с лакокрасочными материалами и клеящими составами. Другие добившиеся успеха компании предпочитают варьировать и разноображивать свою деятельность, работая, однако, во взаимосвязанных сферах. Наименее процветающие компаниями являются те, которые работают в очень разносторонних и разнородных областях. Корпоративный рост процветающих компаний был достигнут в основном за счет поглощения небольших отечественных компаний, которые удачно вписывались в общую структуру корпорации, не требуя значительных изменений и адаптации. Постепенная политика диверсификации позволяет, таким образом, удерживать степень риска в контролируемых рамках.

7 – Простая форма, небольшой штат – структуры и системы успешных компаний отличаются «элегантной простой»; высшее звено управления корпорацией часто представлено менее чем сотней человек.

8 -   - жесткий контроль степени независимости, предпринимательства и инновационности на предприятии. Система коллективных, общих ценностей включает в себя эффективную обратную связь; предпочтения, пожелания и проблемы потребителей являются предметом постоянного внимания на всех уровнях организации, которая хочет добиться коммерческого успеха и процветания.

Третий фактор – автономия/независимость и предпринимательство – требует должного внимания и более подробного освещения в главе, посвященной инновационной стратегии. Результаты исследования говорят о том, что «фактором, больше всего препятствующим деятельности и внутренней жизни в крупных корпорациях является утрата с течением времени того, что позволило им добиться успеха – инновационности». Однако, компании, добившиеся завидного положения на рынках, обычно демонстрировали способность «одновременно быть крупными по размерам, но действовать мало».