Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 7

Также было проанализировано количество инноваций, внедренных каждой мукомольней, и, как видно из таблицы 7.2, независимые мельницы приняли все 5 инноваций, тогда как мельницы меньшей мощности очевидно отставали при внедрении инновационных методов производства.

Кол-во инноваций

Групповые предприятия

Независимые предприятия

Всего предприятий

0

1 – отстающие

2

5

7

5

6

11

2

3 - середина

13

10

23

21

6

27

4

5 - новаторы

9

10

19

8

16

24

ИТОГО

58

53

111

Темп распространения новых технологий в такой отрасли, как мукомольная промышленность, таким образом, зависит от структуры отрасли и уровня конкурентной борьбы в ней. Также процесс внедрения инноваций, похоже, подвержен ускорению за счет упрощенных решений, принимаемых меньшими по размеру компаниями, управляющие которых острее осознают необходимость быть способными ответить на вызов производственных и маркетинговых инноваций.

Международное исследование распространения инноваций.

Национальный Институт Экономических и Социальных Исследований изучил распространение новых технологий в нескольких промышленных компаниях. В 1982 было проведено последнее исследование, охватившее 6 технологических нововведений: основной кислородный процесс, который в 1970х стал доминирующим способом производства стали; непрерывное литье; туннельная печь, используемая при обжиге кирпича; бесчелночный ткацкий станок в хлопкобумажном ткачестве; «флоат»-процесс изготовления стекла, имеющего одинаковую толщину в любом участке; станки с ЧПУ.

Из анализируемых шести технологий две, относящиеся к сталелитейной промышленности, также как и процесс получения «флоат»-стекла, были охарактеризованы исследователями как «революционные» и полностью изменили соответствующие производственные процессы. Туннельные обжиговые печи, хотя и  стали значительным шагом вперед в производстве кирпича, не привели к тому грандиозному эффекту, который повлекли за собой три «революционные» инновации.

Немаловажный фактор, влияющий на распространение этих инноваций, связан с возможностью испытаний на «локальном участке», т.е. свойство делимости. Четыре технологии, относящиеся к сталелитейному производству и  производству стекла и кирпича, по своей природе «неделимы» и влекут за собой серьезные изменения в технологиях производства, поэтому эти инновации распространялись в несколько ином темпе, чем бесчелночные станки и станки с ЧПУ, которые (в силу своей «делимости» и как следствие меньшего уровня риска при попытке внедрения) не грозили крупными изменениями в целой отрасли. Меньшие по масштабу пробные нововведения могут быть предприняты без крупных инвестиций и фундаментальных сдвигов в производственных процессах.

В ходе проведения исследования анализу также подверглось утверждение о том, что распространение инноваций происходит по S-образной кривой. Как было отмечено в отчете, «фактические данные не предоставляют явных доказательств существования регулярных S-кривых, но они определенно поддерживают разумное предположение о наличии некоторого вида S-кривых.»  Замеченные тренды распространения были разными для каждой отдельной технологии, также как и критическая точка роста. Исследователи советуют проявлять осторожность при использовании S-теории и высказывают предположение, что «с равным, и даже большим успехом можно получить представление о распространении инноваций из полного жизненного цикла той или иной технологии – от ее

разработки до критической точки наиболее массового применения и последующего этапа выведения из производственного процесса – имеющего форму колокола (при нормальном распространении)  и иногда колокола с более крутым правым склоном».