Использование информационных технологий в анализе, прогнозировании временных рядов и принятии управленческих решений

Страницы работы

Содержание работы

Использование информационных технологий в анализе, прогнозировании временных рядов и принятии управленческих решений


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 4

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. 7

РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ. 13

КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ АНАЛИЗ. 20

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 24

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЯВЛЕНИЯ.. 25

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.. 25

Приложение 1. 26

Анализ управления качеством продукции на предприятии ОАО “Гомельдрев”. 26

Приложение 2. 46

Анализ инвестиционных вложений. 46

Приложение3. 70

Анализ обновления внеоборотных активов предприятия. 70

Приложение 4. 95

Анализ использования производственной мощности предприятия. 95


ВВЕДЕНИЕ

Любое управленческое решение - результат сложного процесса оценки состояния экономического явления, анализа и прогнозирования перспектив его развития. Основой этого процесса является анализ.

С появлением персональных компьютеров процесс анализа существенно упростился, поскольку основным инструментом выполнения расчетов, построения функциональных зависимостей и вычисления параметров этих зависимостей, интерпретации полученных результатов и т.д. является программное обеспечение. Основной программный продукт специалистов экономических служб: табличный процессор MS Excel, - имеет в своем арсенале все необходимые для выполнения указанных работ инструменты.

Цель данной работы - продемонстрировать использование информационных технологий на примере механизмов и инструментов стандартного программного обеспечения компьютера в аналитической работе специалистов экономических служб.

Процесс анализа состояния и развития любого экономического явления многообразен. Предлагаемая методика принятия управленческого решения охватывает следующие виды анализа:

1.  Экономический анализ.

2.  Корреляционный анализ.

3.  Регрессионный анализ.

4.  Коэффициентный анализ.

5.  Статистический анализ.

6.  Анализ динамики и прогнозирование развития явления.

7.  Принятие управленческого решения.

Рассмотрим каждый из них с точки зрения реализуемых целей и инструментария MS Excel.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цель - выявление множества факторов, влияющих на изучаемое экономическое явление.

Инструментарий  -  методики и инструментарий анализа хозяйственной деятельности, практический опыт специалиста, знания экспертов.

Основные положения.

1.  Изучаемое экономическое явление (в дальнейшем показатель) Yв каждый момент времени t имеет количественное выражение. Совокупность всех наблюдаемых значений Y(t) характеризует объем Nимеющихся данных для анализа

y1 ,y2 , … , yN  или  yN(t) .

Очевидно, что качество принимаемых решений напрямую связано с  объемом анализируемой информации. Чем больший  объем информации анализируется, тем выше вероятность получения объективной оценки состояния дел на предприятии, фирме, компании. Как правило, для анализа используются ежемесячные данные  за год, два года, пять лет. Периодичность данных: день, неделя, декада, месяц, квартал, год - выбираются в соответствии с содержательным анализом исследуемого явления.

2.  Любое экономическое явление Yможет быть представлено в виде функции f(x1 , x,…, xm), где x1 , x,…, xm -независимые (объясняющие) переменные или факторы. Цель данного этапа анализа - выявить все многообразие факторов, влияющих на изучаемое экономическое явление Y.

3.  Существует взаимосвязь между числом наблюдений N  и количеством факторов m, выбранных для изучения показателя Y. Считается, что число наблюдений N должно быть не менее чем в 5-6 раз, а лучше - не менее 10 раз больше  числа факторов m. В этом случае начинает действовать закон больших чисел, что обеспечивает эффективное взаимное погашение случайных отклонений от закономерного характера связи между  значениями показателя Y и факторами m. Однако на практике, в силу ограниченности  объемов исходных данных, зависимость между количеством наблюдений N показателя Y(точек временного ряда) и количеством отобранных факторов m определяется соотношением

m  £  N / 3,

т.е. количество отобранных факторов не должно превышать одной трети объема имеющихся данных. Если соотношение не выдерживается, следует или увеличить продолжительность временного ряда показателя Y, или уменьшить количество анализируемых факторов m.

Завершение данного этапа анализа - сбор статистической информации в виде таблицы исходных данных.

№ п/п

Y

X1

X2

Xm

1

y1

x11

x21

xm1

2

y2

x12

x22

xm2

N

yN

x1N

x2N

xmN

Задача. Выявить независимые данные, влияющие на объем реализации одного из продуктов фирмы. Ежемесячные объемы реализации продукта представлены за предшествующие 16 месяцев (рис.1).

Решение:

Похожие материалы

Информация о работе