Опыт регулирования экономики у Временного правительства небогат, но оно пошло дальше царского правительства в деле ограничения рынка и формирования единого народнохозяйственного плана. Ключевыми моментами явились утверждение ряда государственных монополий и попытка создания экономического центра по выработке государственного плана.
25 марта 1917 г. вышел закон о хлебной монополии. Этот закон предусматривал не только изъятие всего зерна по фиксированным (указным) ценам, но и контроль над условиями деятельности производителя: технологией производства, его структурой, условиями и сроками найма работников. В августе 1917 года была введена угольная монополия. Государственные монополии были еще одним приемом ограничения рынка, и расширяли вмешательство государства в экономику (своеобразный «вклад» Временного правительства в становление политик военного коммунизма). А это предполагало формирование административного механизма движения товаров по стране, в особенности зерна и топлива. Административные органы от волостных до общегосударственных уполномочены были решать множество конкретных вопросов мобилизации и распределения ресурсов.
Что касается единого народнохозяйственного плана, то его разработку, по словам А. Ф. Керенского, Временное правительство связывало «с подчинением всех частных классовых и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались интересам государства»[7]. Для его разработки и создавался Экономический совет, в работе которого участвовали Н. Д. Кондрaтьeв, П. В. Струве, В. А. Базаров, В. Г. Громан, П. И. Пальчинский, Л. Б. Кафенгауз и др. видные экономисты. Задачи и полномочия этого совета были крупными и значительными: 1) выработка плана и регулирование на его основе хозяйственной жизни страны, 2) проведение экспертизы разрабатываемых экономических мероприятий под углом зрения соответствия государственной экономической политике.
Таким образом, речь идет о вмешательстве правительства в распределительные отношения, при этом принудительные меры (административные) не исключались. Более того, принуждение в распределении не ограничивало принудительные меры вообще, поскольку речь шла о военном периоде. Допускалось принуждение при формировании государственных заказов для промышленности и сельского хозяйства и даже на организацию труда. Экономический совет ставил вопрос о введении трудовой повинности. Но не управляемость страной со стороны Временного правительства не позволила это реализовать.
Уже ясно, что Российские традиции, связанные со значительной ролью государства в хозяйственной жизни, и военные события облегчали ограничение сферы рыночных отношений и рост государственного вмешательства в экономику.
Теперь предстоит выяснить экономическую суть или природу всем известных экономических событий периода военного коммунизма: продразверстки, тотального распределения ресурсов с помощью наркоматов, всеобщего контроля государства над производством, одним словом, практически полного отказа от помощи рынка в этих вопросах.
Но, предваряя анализ, отметим, что такая политика изначально не предполагалась. Известно, что на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. В.И. Ленин говорил: «В теоретической литературе, начиная с 1918 г, когда задача принятия власти стала и была большевиками перед всем народом раскрыта, в нашей литературе подчеркивалось определенно, что необходим длительный и сложный переход от капиталистического общества через социалистический учет и контроль, хотя бы к одному подступу к коммунизму».[8] Тем не менее, в течение короткого времени – 1918-1920 гг. – партия пролетариата предприняла попытку осуществить переустройство общества на безденежно-плановых началах в стране с подавляющим сельскохозяйственным населением. Каковы основания и мотивы такой попытки? Не является ли причиной этому распад финансовой и денежной систем?
Для постановки такого вопроса имеются ряд веских причин (В. Д. Кузовков).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.