2) построение налоговой системы на основе денежного хозяйства.
Сделать это можно было с помощью:
3) укрепления валюты;
4) ограничения эмиссии денег;
5) восстановления сети кредитных учреждений.
В период военного коммунизма в условиях полного разложения денежного хозяйства мобилизация ресурсов государством проводилась в натуральной форме: продразверстка, трудовая, гужевая повинность, изъятие продукции в промышленности и т. п.
Очевидно, что мгновенно изменить ситуацию невозможно. И хотя правительство в финансовой и денежной областях действовало весьма решительно и жестко, на восстановление финансовой системы ушло несколько лет.
Для характеристики исходной ситуации в финансовой сфере сошлемся лишь на два факта. Например, полное расстройство налоговой системы и налоговых органов побудили ВЦИК подготовить 26.02.21 г. проект декрета об отмене всех налогов вообще. Далее, воспоминания заместителя наркома финансов М. Владимирова весьма красочно рисуют состояние государственных финансов 1922 г.: «Государственный бюджет в своей доходной части питался следующими тремя основными источниками: эмиссией, натуральными налоговыми продуктами и бесплатным отчуждением продукции государственных предприятий. Денежные налоги и доходы государства играли совершенно ничтожную роль и достигали 4-5 млн. руб. золотом при ежемесячных расходов от 80 до 90 млн. руб. Единого государственного бюджета еще не было не только формально, но и по существу, т. к. распоряжение различными доходными источниками государства не было централизовано в едином органе, а в области расходной наряду с широкой практикой бескредитных расходов, стремительное падение рубля приводило к необходимости быстро и решительно, без тщательной подготовки, отсекать ряд расходов. Не было и не могло быть перспективного, твердо продуманного плана работы, были лишь заботы о сегодняшнем и завтрашнем днях и беззаботность относительно дальнейшего»[28].
Восстановление налоговой системы означало определение видов налогов и их ставок, условий и принципов взимания, а так же воссоздания налоговых органов.
Прежде всего, встал вопрос о видах налогов, которые следовало бы возродить: вводить налоги прямые или косвенные. Косвенные налоги удобней взимать, но в ходе борьбы за власть они были дискредитированы как социально несправедливые. Революция выровняла имущественное состояние населения, и несправедливость косвенных налогов перестала существовать, оставив лишь их преимущество – простоту взимания. В 1922 году кроме продналога применялось 25 видов налогов: 5 прямых, 13 косвенных, 7 пошлин. Продналог, взимавшийся в натуральной форме, по мере восстановления промышленности и транспорта, роста торговли между городом и деревней заменялся денежным. В 1924 году продналог был заменен единым сельскохозяйственным денежным налогом.
Однако кроме налогов необходима база, с которой можно было бы эти налоги взимать, т. е. нужна налоговая база. Начало ее появлению было положено возрождением торговли. Торговля вела к росту потребности в деньгах, появлению частных доходов и частной деятельности как объектов налогообложения. Возвращение денег в казну в виде налогов позволяло надеяться на уменьшение эмиссии для покрытия государственных расходов. Однако на первых порах денeжныe поступления никак не влияли на размер эмиссии – так малы и неустойчивы были эти поступления.
Основные поступления в бюджет в начале НЭПа давали крестьянские домохозяйства. В 1921-1922 гг. основная часть налогового бремени падала на крестьянство. Доля промышленности была низка не только из-за разрухи в промышленности и на транспорте. Многие услуги государственные предприятия оказывали бесплатно, продукция продавалась государственным предприятиям по низким ценам, к тому же предприятия налоги зачастую просто не платили.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.