Экономическая история и природа политики военного коммунизма. Некоторые оценки политики военного коммунизма. Новая экономическая политика в аграрном секторе, страница 21

2. Аграрная политика правительства привела к относительному выравниванию имущественного положения крестьянских хозяйств, к улучшению их потребления. Примерно 2/3 хозяйств перешли в категорию середняцких. Однако размер типичного середняцкого хозяйства – 6 га надела – дает основание полагать, что такие хозяйства решить продовольственную проблему относительно быстро не могут, а к хозяйствам капиталистического типа в обществе существовало негативное отношение.

3. Государственная политика в отношении аграрного сектора включала как экономические, так и административные методы воздействия на зерновой рынок, где государство выступало сначала важным, а затем основным покупателем. Экономические методы включали не только хлебные интервенции, субсидии и налоговые льготы, но и допущение конкуренции на рынке оптовых покупателей зерна. Административные методы состояли в попытках установления фиксированных цен и устранении конкуренции частника на этом рынке.

4. Преобладание тех или иных методов регулирование хлебного рынка, их результативность позволяет провести периодизацию НЭПа в аграрном секторе следующим образом: 1922-1924 годы – наиболее благоприятный период в развитии экономических отношений в деревне и взаимодействия с государством. Он характеризуется ведением хлебозаготовки преимущественно на рыночной основе, при конкуренции оптовых покупателей и при росте доли зерна, закупаемого государством и кооперативами. В 1925-1926 годах государство усиливает административный нажим на зерновой рынок, однако вынуждено было уступить рыночным силам в ценообразовании. После 1926 года государство занимает практически монопольное положение покупателя зерна, что позволяет более успешно реализовывать политику фиксированных (неравновесных) цен, но встает вопрос о способах изъятия хлеба у основных его производителей.

5. В аграрной стране с низким уровнем развития сельского хозяйства, отрицательное отношение населения к имущественной дифференциации, ограни­ченные возможности накопления капитала в сельском хозяйстве и низкий общий уровень потребления ставили значительные преграды для стихийного и быстрого развития аграрного капита­лизма, но еще большие ограничения на путях социалистических преобразований в стране в целом. Ведь страна не преодолела своего доиндустриального состояния.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Чем определяется особая значимость аграрной политики НЭПа?

2.  Какова исходная ситуация в аграрном секторе в начале НЭПа?

3.  Как изменилась структура крестьянских домохозяйств в ходе НЭПа? Какие социально-экономические последствия это имело?

4.  Охарактеризуйте тенденции и этапы развития государственного хлебного рынка.

5.  Что такое «ножницы цен» и почему они возникли?

6.  Каковы экономические и социальные последствия фиксации закупочных цен на зерно ниже равновесных?

7.  Каковы возможности решения продовольственной проблемы на принципах НЭПа?

9.4. Финансовая и денежная реформы НЭПа

В преобразованиях периода НЭПа важная роль принадлежит реформам в области финансов и денежного обращения. Значимость их очевидна, поскольку их успех позволил уйти от натурализации отношений и администрирования периода военного коммунизма и восстановить товарные и кредитные отношения между хозяйствующими субъектами. При рассмотрении денежно-финансовых реформ обратим внимание не только на их содержание и особенности, но и на роль условий, в которых они проводились, на ход реформ в сфере государственных финансов и денежного обращения. Речь пойдет о восстановлении государственного бюджета и денежной системы.

Финансовая и денежная реформа связаны, как связаны финансовая и денежная политика государства. Тем не менее, они, как известно, различаются объектами и целями. Поэтому и мы их в нашем анализе тоже отделим.

9.4.1. Финансовая реформа

Финансовая политика государства имеет дело с мобилизацией денежных ресурсов и их расходованием.

Новая финансовая политика Советского правительства ставила следующие задачи:

1)  восстановление налоговой системы;