В 1925/26 г. государство попыталось определить цены на рынке зерна в виде уже средних закупочных по районам, по культурам, по периоду продажи хлеба. Эти цены задумывались как ориентировочные, но их выполнение строго отслеживалось. Рынок снова победил, стимулируя рост предложения повышенными по сравнению с государственным уровнем ценами (государственные средние закупочные цены пришлось отменить).
Вместе с тем в этот же период – 1925-26 годах – в организации закупки хлеба начали происходить изменения с долговременными последствиями для аграрной политики, что и положило начало второго этапа реализации аграрной политики. Дело в том, что окрепшие государственные и кооперативные заготовительные организации начали наступление на частного оптового покупателя зерна, ибо именно он часто срывал попытки установления фиксированных цен. Отмеченная на первом этапе победа рынка в области закупки хлеба во многом обусловлена деятельностью частника в межрайонном хлебообороте. Борьба с частником велась известными методами – создавались неблагоприятные условия работы: частникам, например, запрещалось самим искать районы закупки хлеба, а отводились самые отдаленные и наименее хлебные районы. Однако роль частника в этом деле была значима настолько, что ослабление его деятельности тут же породило сбои в снабжении городов хлебом. И в 1925 году пришлось отменить многие ограничения на участие частного оптовика в межрайонном хлебообороте.
В период закупки хлеба 1926/27гг. государство установило для своих заготорганизаций твердые цены и их выдержало. Этому способствовали следующие обстоятельства: в начале предложение превышало спрос (цены должны были упасть), но отпустить ниже цены указных было нельзя, и крестьяне с большой выгодой продавали хлеб государству. Когда позже ситуация на рынке поменялась на противоположную – спрос превысил предложение и цены должны были взлететь, государство прибегло к хлебной интервенции. Так цены были сохранены
В следующий 1927/28 гг. государство попыталось повторить свой предыдущий опыт, хотя спрос был выше предложения и государственные резервы зерна исчерпаны в предыдущий год. Зажиточные крестьяне не спешили предлагать свой хлеб по государственным ценам (а основной хлеб был у них). Это побудило государство перейти к жестким мерам по изъятию хлеба в деревне. К этому периоду частная оптовая закупка хлеба была практически устранена из межрайонного хлебооборота. Так, в конце 1925 г. в период заготовки хлеба доля частных хлебных грузов в общем количестве вагонов, доставленных в потребляющие районы, составляла 19,2 %, то в 1926 г. – 5,8 %, в 1927 – 2,4 %[27] .
Была устранена конкуренция не только со стороны частника, но и между государственными заготовительными организациями. Они были укрупнены при сокращении количества и хлебный рынок был поделен и закреплен за каждым из них по региональному признаку. Каждая организация была «посажена» на свою территорию. В этих условиях заготовительная кооперация стала также частью государственной системы закупки хлеба. Процесс вытеснения частника с рынка зерна имеет следующую количественную динамику.
Доля закупок хлеба государством в общем объеме товарного зерна, %
1922/23 35
1923/24 57
1924/25 57
1925/26 70
1926/27 78
1927/28 84
Источник: НЭП: приобретения и потери. М.: - Наука. - 1994, с.172.
В заключение обратим внимание на некоторые важные нюансы, сыгравшие немалую роль в развитии отношений в самой деревне и между руководством страны и деревней.
Заготовители зерна имели дело с множеством крестьянских дворов. Бедняцкие хозяйства основную массу хлеба продавали в начале заготовительной компании, поскольку необходимо было заплатить налоги и сделать необходимые покупки в городе. Более зажиточные хозяйства могли продавать хлеб до весны, имея натуральные и финансовые накопления. У них была возможность маневра ресурсами. Продав часть хлеба осенью для оплаты налога, оставшееся для продажи зерно реализовывалось до самой весны, ориентируясь на цены, которые менялись во времени. Мотивы защиты бедняцких хозяйств и социальной справедливости приводили к сопротивлению рыночным ценам со стороны местных властей. Так, в 1926 г., когда государство вынуждено было в очередной раз пойти на либерализацию закупочных цен для стимулирования предложения зерна, местные органы власти Сибири отказались поддерживать высокие цены, в случае выполнения государственные указания, и оставили неизменными закупочные цены. Это привело к срыву плана закупок зерна, к понижению доли Сибири в централизованных закупках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.