История экономики России (XVIII-XX вв.): Учебник, страница 34

            Франция в соответствие по  традиции участвовала своими банковскими капиталами, предоставляя ссуды и создавая финансовые общества (типа английских инвестиционных трестов) для размещения акций и контроля создаваемых предприятий.  Основной отраслевой интерес французского капитала – горно-металлургические предприятия Юга России и Царства Польского. В создании современного для того времени металлургической базы на Юге – большая заслуга французского капитала.

            Особо следует сказать о машиностроении – одной из ведущих отраслей индустриальной экономики. Многие крупные машиностроительные заводы – Путиловский, Невский, Коломенский, Сормовский – были созданы еще на первом этапе индустриализации. В конце XIX в. иностранным капиталом был создан ряд крупных машиностроительных производств: Луганский, Харьковский, Николаевский паровозостроительные, Тверской вагоностроительный заводы.  Тем не менее, России еще было далеко до импортозамещения продукции машиностроения.  Накануне войны 37 % потребности в оборудовании покрывалось за счет импорта. Промышленность страны сильно зависела от импорта сложного электротехнического оборудования. Это положение дополняют следующие данные о зависимости от иностранного капитала: к 1914 г. от 60 до 90 % добычи и переработки металлов, угля, нефти осуществляли иностранные компании, 90 % добычи платины контролировали иностранцы, столько же процентов основного капитала электрических и электротехнических компаний принадлежало иностранцам.

            Таким образом, индустриализация в России была связана с иностранными инвестициями и организационным опытом, экспортом продукции машиностроения. Это позволило стране быстро развивать базовые отрасли индустриальной экономики, а также начать выпуск швейных машин, мотоциклов, велосипедов, автомашин, самолетов и даже было выпущено несколько тракторов.

7.6. Роль государства в индустриализации

История развития экономики российской империи, начиная прежде всего с реформ Петра Великого, свидетельствует о большом внимании центральной власти к состоянию экономики.  Это внимание могло усиливаться в период реформ, потом – ослабевать, но существенные преобразования всегда так или иначе регулировались или были подконтрольны правительству. Важно то, что заметная роль государства в экономике диктовалась, как было отмечено, его функциями – безопасность и завоевания. Другая причина такой роли государства – задача догнать Европу по уровню экономического развития (индустриализация догоняющего типа).

            На первом этапе промышленного переворота Правительство предпочитало поддерживать производство отдельных видов продукции: металла, рельсов, паровозов, вагонов. У него не было программы действия в экономике, развитие промышленности рассматривалось как способ борьбы с бюджетным дефицитом. Увеличение количества промышленных предприятий и банков после 1861 г. даже несколько напугало власть, которая прибегла к мерам по ограничению создания новых предприятий. Действующие предприятия защищались таможенными тарифами.

После создания частным капиталом новых индустриальных центров –Донецкого и Бакинского, основной железнодорожной сети в Европейской России –  в правительстве сложилось понимание необходимости содействия не отдельным видам производств, а поощрения развития промышленности в целом. Таможенный тариф 1891 г. одновременно защитил отечественную промышленность от наиболее активных иностранных конкурентов[35]

Разработка системы мероприятий содействия отечественной промышленности, которые можно назвать экономической политикой, на втором этапе индустриализации была связана с деятельностью министра финансов С. Ю. Витте. Для ускорения развития экономики страны нужны были ресурсы.