В разверстке налоговых повинностей роль общины была очень велика. Известно, что с начала XVIII в. обложение строилось на общинно-подушном принципе и на основе круговой поруки. Общине устанавливался объем годового налога, исходя из количества ревизских душ. Ответственность за своевременность внесения налогов несли выборные руководители. В противном случае к финансовой ответственности привлекались сначала выборные руководители, затем зажиточные крестьяне, потом – все остальные. Выплата оброка и исполнение барщины тоже определялась на общину в целом, а затем уже она разверстывала обязательства по домохозяйствам соответственно их возможностям.
Следует заметить, что община собирала средства и для нужд общины в целом. Этот фонд складывался путем самообложения и извне не контролировался.
Таким образом, податно-финансовая функция оказывала большое влияние на внутриобщинные отношения, усиливая роль выборного руководящего лица и зависимость крестьян от общины
Полицейская функция осуществлялась на основе писаных законов и точных инструкций. Деятельность общины в этом плане предусматривала контроль миграции, выходом из общины, санкции за мелкие проступки, недоимки, задержание бродяг и дезертиров, исполнение паспортного режима, изгнание из общины за дурное поведение и т.п.
К середине XIX в. большинство сельских поселений были деревнями-общинами, население которых занималось главным образом сельским хозяйством. Деревни с населением от 50 до 500 чел. составляли 45 % всех общин, в которых проживало 44 % крестьян; в конце XIX в. – соответственно 33 и 38 %[22]
На дальнейшую эволюцию общины оказали влияние разнообразные факторы, среди которых выделим развитие рыночного хозяйства в России, рост населения общин, включение в сферу жизнедеятельности общины официальных (государственных) функций и формализация отношений с властью.
Развитие рынков способствовало появлению в аграрном секторе самостоятельных зажиточных крестьян и сельскохозяйственных работников, т.е. появлению социальной и имущественной дифференциации. Товарность этих хозяйств быстро росла. Так, в начале XIX в. на долю зажиточных домохозяйств приходилось 9-12 % чистого сбора основных земледельческих продуктов, в середине XIX в. – 17-18 %, перед первой мировой войной – 31 %[23]. С ростом населения общины отношения между ее членами, основанные прежде на соседстве, родстве, привязанности, дружбе постепенно заменялись (вытеснялись) формальными правилами, отношениями, все более опирающимися на рациональность, на обмен услугами. К этому же вело наделение общины официальными функциями усиливало разделение ее членов на управляемых и управляющих, включение в жизнь общины юридических норм.
Отмеченные факторы, наряду, конечно, с другими, способствовали эволюции общины от общности к обществу. Это означало укрепление двух важных сторон ее жизни: рационализацию межличностных отношений, управления, основных принципов жизни в общине и возрастание ценности самостоятельной и независимой личности.
Надо отметить, что эволюция в сторону формирования на селе общества на месте общности началась в пореформенный период, и в аграрном секторе шла крайне медленно из-за особой роли общины в жизни российского государства. Прежде, чем об этом говорить, кратко остановимся еще на одной форме общины в России – посадской общине.
В городах, как мы помним, население тоже было объединено в общины. Только их разнообразие было больше из-за представительства в городах разных социально-профессиональных групп: купцов, ремесленников, мещан, лиц наемного труда. Города в Российской империи росли медленно: среднее число посадских равнялось в середине XVII в. 1,3 тыс. чел., в первой четверти XVIII в. (к концу правления Петра I) – 2,1 тыс., через сто лет – 2,5 тыс., в 1910 г. средняя численность городского населения составляла 25 тыс. человек.[24]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.