Главным товаром для перевозки являлось зерно, выращиваемое в центре на юге России. Рост площадей под техническими культурами и прежде всего сахарной свеклой привел к появлению сахарной промышленности.
Таким образом, начало индустриализации в России осуществлялось эволюционно: с легкой и пищевой промышленности, и аналогично европейскому опыту - железнодорожного строительства. Однако для последнего в России явно не хватало собственной металлургической базы: преемника стареющему промышленному Уралу еще не создано.
Индустриализация, как известно, связана с заменой ручного труда машинным. Для этого необходимо создать новые отрасли экономики, функция которых и состояла бы в производстве машин и их систем. Индустриальные преобразования разворачиваются во времени и включают последовательность процессов, формирующих новую архитектуру экономики и ее структуру.
Важным звеном, «потянувшим» цепочку преобразований, стало железнодорожное строительство. Технологическая цепь уголь – железо – машиностроение обеспечила не только появление новых производств, но и стимулировала изменение размещения производства по территории страны и создание промышленных центров.
Характерным для железнодорожного строительства в России на этом этапе было то, что транспортная инфраструктура возводилась, во-первых, за частный счет, и во-вторых, дороги связывали районы производства зерна, его переработки, производства пищевых продуктов с портами и границей для последующего экспорта. Дороги были относительно короткими: из Москвы до Курска, Воронежа, Нижнего Новгорода; в Одессу, Ригу, Либаву из хлебных районов. Государство поддерживало частные железнодорожные компании, гарантируя выпускаемые ими процентные облигации.
Для развертывания индустриализации нужны топливная, металлургическая промышленность и машиностроение (базовые отрасли индустриального развития). Правительство пыталось дотациями изменить плачевную ситуацию в металлургии, добыче угля, производстве железнодорожного оборудования. Так, выходец из Уэльса Джон Хьюз, добавив к собственному капиталу существенную помощь российского Правительства, остановил свой выбор в центре современного Донбасса, построил поселок, получивший название Юзовка, и начал добывать уголь (1869 г). Русскому помещику А. Н. Пол не удалось получить помощь от Правительства в разработке железных руд Криворожья. Пол А. Н. нашел деньги – 5 млн. франков – в 1880 г. в Париже. И вот только тогда, т.е. после 1880 г., у России появился новый базовый район для ускорения темпов индустриализации.
А до этого времени Министр финансов Рейтерн М. Х.[32] способствовал закупкам оборудования за рубежом, с одной стороны, а с другой – повышал пошлины на ввоз железа и стали. Это привело к тому, что, хотя к середине 1870-х годов производство паровозов и вагонов превысило их ввоз, металла для машиностроения и железнодорожного строительства в стране не хватало.
Пример создания на юге страны металлургической базы свидетельствует о том, что на первом этапе индустриализации в России были созданы промышленные центры. Самыми крупными были, конечно, Москва и Санкт-Петербург, в которых развивались текстильная и тяжелая промышленность (в особенности в Санкт-Петербурге: механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный заводы); центром металлургии и машиностроения на Урале был Екатеринбург, на юге Юзовка и Горловка стали металлургическим и угольным центрами (в 1872 г. в Юзовке появилась первая доменная печь); в Иваново, Орехово-Зуево развивались текстильные производства; Баку и Грозный сформировали центры нефтедобычи и нефтепереработки; в Коломне производили паровозы, в Сормово – пароходы, а Харьков, Одесса, Брянск стали центрами производства сельскохозяйственного машиностроения, поскольку находились в крупном регионе, где выращивалось много зерна и технических культур.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.