Крестьяне. Реформы Александра II нанесли сильный удар по частному крепостничеству, юридически освободив крестьян от власти помещика. Однако они укрепили общинное землевладение и, естественно, корпоративное крепостничество. Кроме налогов, которые община по-прежнему платила казне, крестьяне, как известно, оказались обременены индивидуальными выкупными платежами, уплачиваемых государству.[30] Долг по выкупным платежам был отменен только в реформах П. А. Столыпина. Ответственность общины перед казной и государством возросла, поэтому и контроль общины над своими членами не ослабевал. Таким образом, корпоративное крепостное право для крестьян продлилось до начала XX века.
Выводы
1. Крепостное право в российской империи носило всеобщий характер, поскольку разные сословия зависели от разных субъектов: государства, индивида, корпорации, и на основе внеэкономического принуждения несли службы и повинности. Дворянство имело мягкие формы зависимости от императора (государства), хотя это не исключало телесных наказаний за уклонение от своих служебных обязанностей. Городские сословия находились в крепостной зависимости от государства и посадской общины, членами которой были горожане. Крестьяне находились в крепостной зависимости в наиболее жестких формах от помещика и от общины. Всеобщность и многоуровневость крепостного права - первая особенность отношений личной зависимости и внеэкономического принуждения в России.
2. Расширение корпоративных крепостных отношений в аграрном секторе происходило под давление крестьян, которые видели в общинно-передельных порядках воплощение справедливости, защиту от притеснений помещика и государства. Это – вторая особенность крепостных отношений в России.
3. Вовлечение в России в крепостные отношения широких слоев населения своими корнями уходило в принципы государственного устройства, позволявшим царю, императору вмешиваться в хозяйственную жизнь, регулировать и регламентировать многие стороны социально-экономических отношений сословий.
4. Освобождение от крепостной зависимости сословий растянулось в России более, чем на 100 лет (с1762 по 1874 гг.). При этом сословия боролись не за свободу, а за сословные привилегии и монополии. Раньше других состоялось освобождение дворянства, которое стало меньше зависеть от государственной власти и получило права частной собственности на важнейшие ресурсы доиндустриальной эпохи – землю и крестьян. Городские сословия тоже боролись за свои привилегии и монополии, но первыми от внеэкономического принуждения со стороны государства и гильдий освободилось торговое сословие купцов. Освобождение тем не менее происходило постепенно, с пониманием властей роли денег в развитии страны. Другие сословия городов лишь к 1874 г. получили юридическое подтверждение своего освобождения от государственного и корпоративного крепостничества. Российскому крестьянству удалось сбросить ярмо индивидуального крепостничества (1861 г.), но зависимость от общины, возросшая после реформ Александра II, была ликвидирована только в начале XX в.
Напомним, что Россия имела некоторый опыт промышленного развития в эпоху Петра I. Однако немало заводов, спустя много лет, оказались недееспособными из-за низкой эффективности применяемого крепостного труда. Наряду с ними, как известно, развивались промыслы, надомная промышленность, ткацкие фабрики, собственники которых были крепостными, купеческие мануфактуры. Эти производства использовали как свободный, так и несвободный труд и работали уже на рынок. Именно такие производства начали предъявлять спрос на технологические новшества: ткацкие станки для производства ситца, оборудование для производства муки, сахара, кирпича. Многие виды оборудования закупались в Англии (ткацкие станки, локомотивы), несмотря на таможенные барьеры, вводимые министром финансов Е. Ф. Канкриным[31] в протекционистских и фискальных целях. Надо отметить, что ограничения на технологический обмен с Европой диктовались и политическими соображениями: не допустить распространение в стране революционные идей. Тем не менее, развитие торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами кустарной промышленности требовало развитие коммуникаций: речного транспорта и железных дорог. Железнодорожный путь из Петербурга в Москву открыл эру железнодорожного строительства (1843-1851) В 1857 г. эту работу возглавило Главное общество российских железных дорог, важной заботой которого была организация производства рельсов и закупка поездов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.