Транспорт и промышленность. Для развития промышленности и торговли нужны транспортные коммуникации, а для больших территорий – в особенности. В России первой половины XIX в. основными транспортными путями были реки (вниз – сплав, вверх – с помощью бурлаков) и гужевой транспорт: зимой на санях, летом – сложнее, поскольку из-за дождей многие дороги становились непроезжими. При низкой скорости движения грузов оборот капитала замедлялся (речной путь из низовий Волги до Санкт-Петербурга занимал две навигации). Строительство транспортных средств было сферой наемного труда, поэтому строительство пароходов увеличивалось быстро: в начале века в Петербурге был построен первый пароход, а к 1860 г. на Волге и по ее притокам ходило уже 350 пароходов. Напомним, что первая железная дорога – Царскосельская – была построена в 1837 г., а в 1840 – Николаевская, соединившая Москву и Санкт-Петербург. Даже некоторое улучшение транспортных условий повлекло снижение торговых прибылей купцов и перемещение их экономического интереса в сферу производства. Одна из причин снижения прибыли была связана с тем, что ускорение товаропотока не позволило купцам удерживать сколько-нибудь долго цены на высоком уровне в разных торговых местах (городах). И уже к середине века 90 % купцов наряду с торговлей занимались промышленной деятельностью. Другая причина – рост конкуренции со стороны крестьян-предпринимателей, слой которых сформировался среди помещичьих и казенных крестьян.
В структуре российской промышленности преобладали мелкие промыслы. Большую часть промышленных предприятий (82 %) составляли производства с численностью 10-15 чел. наемного труда. Наемные работники были оброчными крестьянами. Заработная плата таких работников включала содержание работника и его оброк, который он должен отдать, т.е. несвободная рабочая сила была дорогой.
Города. К середине XIX в. численность городского (посадского) населения увеличилась почти в 2,5 раза, количество городов возросло на 60 %. Однако 80 % этих городов оставались местечками с числом жителей до 5 тыс. чел. Быстро росли торговые центры Поволжья, а также села промышленных районов: Иваново-Вознесенк, Павлово, Рыбинск, Гжатск. Городов 20-ти тысячников было только 19, в Москве жило около 0,5 млн. чел. База для развития рыночных институтов была слабой.
Таким образом, накануне реформ в экономике страны назревали новые тенденции, которые сосуществовали со старым укладом жизни. На их взаимодействие оказывали влияние события в других сферах жизни общества, в частности, Отечественная война 1812 г. и военные походы 1812-1814 гг. Во время походов офицеры познакомились с новыми для них идеями и принципами устройства общества. Неудачи Крымской войны 1853-1856 гг. стали катализатором назревших перемен.
Итак, необходимость изменений диктовалась тем, что, с одной стороны, в России пробивали себе дорогу новые явления экономической жизни, а с другой – страна отставала от передовых европейских стран и политические интересы требовали сокращения разрыва в социально-экономическом развитии.
Реформы Александра II состояли из последовательности отдельных реформ и мероприятий, которые в целом представляли комплекс изменений, призванных содействовать ускорению развития России путем формирования новой институциональной среды. Главными реформами считаются
· аграрная,
· местного самоуправления (земская и городская),
· судебная реформа, реформа образования,
· военная реформа.
Аграрная реформа. Реформа по установлению новых правил пользования землей началась с Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости[18]. Юридическое освобождение от внеэкономического принуждения открывало перед значительной частью населения страны новые возможности. Но эти возможности были увязаны с экономическими условиями освобождения. А эти условия были не в пользу крестьян: в ряде районов вся земля в имениях объявлялась собственностью помещика. Эту землю крестьяне получали в пользование с последующим ее выкупом. В большинстве регионов России земля переходила к общине, которая и наделяла крестьян землей. Такой порядок землевладения преследовал интересы самодержавия, поскольку община по принципу круговой поруки отвечала за все обязательства перед государством.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.