Наиболее активно и широко использовал методы государственного воздействия на экономику и в частности банковский сектор министр финансов С. Ю.Витте. При Витте усилился государственный контроль над коммерческими банками, который осуществляли Государственный банк и Особая канцелярия по кредитной части (Кредитная канцелярия). На втором этапе индустриализации Кредитная канцелярия не только выполняла функции регулирования денежного обращения и кредита, но и осуществляла заграничные расчеты правительственных и неправительственных организаций, деятельность по выпуску займов и покупке валюты, участвовала в выработке дисконтной политики. Ее роль возросла в конце XIX в., когда России понадобился и она стала привлекать иностранный капитал для разворачивающейся индустриализации. Кредитная канцелярия стала посредником между Государственным банком и частными банками. Зависимость частных банков от Правительства заключалась также в том, что администрация банков состояла в основном из чиновников Министерства финансов и главными ресурсами банков были средства Государственного банка.
В итоге фактом стало то, что до начала XX в. государство выполняло многие функции банков: от привлечения депозитов на счета Государственного банка до распределения кредитных ресурсов. Тому имелось ряд причин:
· капиталов поначалу не хватало для финансирования крупномасштабной индустриализации;
· существующие банки боялись предоставлять крупные долгосрочные кредиты, разве что под государственные гарантии;
· деловая этика еще не сложилась: мошенничество и банкротства были общей деловой практикой.
Однако с уходом С. Ю. Витте, после завершения русско-японской войны и окончанием революционных событий 1905-1907 гг., правительство несколько снизило интерес к регулированию экономики и банковской системы. Однако экономический рост в России возобновился, что свидетельствует о том, что прежние функции государства в банковском секторе постепенно перешли к банкам: размеры ссудных ресурсов, правовые нормы позволили им из объектов хозяйственной жизни превратиться в ее субъектов.
Задачи масштабной индустриализации и неразвитость банковской системы обусловили тот факт, что государственные органы – Государственный банк и Министерство финансов – частично взяли на себя важные функции коммерческих банков: от депозитного дела до распределения кредитных ресурсов, что является характерной чертой для индустриализации догоняющего типа в отсталой стране. Вместе с тем, государственное внимание к банковской системе и фондовому рынку позволили создать нормативные рамки функционирования рыночных институтов, что с наработкой собственного опыта это создало новую среду, в которой банки стали играть свою самостоятельную роль в промышленном развитии страны.
Россия, позже основных ведущих европейских стран вступившая на путь индустриального развития, использовала их технический и организационный опыт. Это способствовало замещению экспорта готовых товаров из Европы производством их в России.
Пионерами в создании фабрично-заводских предприятий были англичане. Они создавали такие производства, в которых сами преуспели: текстильные предприятия, а позже - производство металлоизделий и металлургические заводы. На втором этапе индустриализации англичане активно участвовали в разработке добычи кавказской нефти, цветных металлов и золота на Урале и в Сибири.
Германия осуществляла строительство предприятий электротехнической изделий и химической продукции. Соответствующие предприятия становились дочерними предприятиями немецких компаний. По немецкой традиции банки, связанные с немецкими компаниями, также участвовали в экспорте предпринимательского капитала. К началу XX в. немецкий капитал в лице концерна АЕГ и Сименс играли ведущую роль в электроиндустрии России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.