Однако вмешательство извне в общинную жизнь имело и негативный аспект - усиление полицейских функций (XVIII- первая половина XIX вв.). Это превратило общину в субъект крепостных отношений: крестьянин попадал под сильную власть общины, которая контролировала и ограничивала его социально-экономическую жизнь рамками разнообразных предписаний. Такие отношения названы историками корпоративным крепостным правом (Миронов Б. Н.).
Таким образом, эволюция русской крестьянской общины шла по пути включения ее в систему государственного управления путем передачи ей некоторых государственных функций и превращения ее в субъекта крепостных отношений.
Вся совокупность функций общины сложилась к середине XIX в. (см. рис. )
Рассмотрим их кратко и выделим стороны жизни, которые регулировались обычаями (неформальными институтами) и юридическими нормами (формальными институтами).
Управление в общине осуществлялось по обычному праву. К сфере обычного права относились семейные и имущественные отношения.
Производственная функция включала как важную свою часть распределение главного ресурса – пашни и угодий – между домохозяйствами, ибо община – субъект землевладения. Община определяла выбор севооборота, технологию обработки, начало и окончание полевых работ по обычаю. Особая роль общины в производстве определялась тем, что община несла податные и финансовые обязательства перед помещиком и короной. Для лучшего выполнения этих обязательств русская общины была передельной. Как это выглядело в обычной практике? По достижению восемнадцати лет мужчина получал свою долю в общинной земле, которая удваивалась в случае его женитьбы. Население общины, как правило, возрастало, менялся состав семей. Поэтому для поддержания равенства между общинниками в землепользовании существовал передел земельных участков. Переделы преследовали не только интересы равенства общинников, но и выполнения общиной платежных обязательств. Община определяла долю платежей, приходившуюся на каждое домохозяйство, а доля земли соответствовала доле платежей. После разделения пашни и угодий, определения платежных обязательств общинников, желающие могли вступить в частные поземельные отношения: обменяться участками, сдавать их в аренду вместе с платежными обязательствами (платежи следовали как и в Европе за землей). Все подобные сделки происходили внутри общины и с ее согласия и способствовали рационализации распределения земель, учитывали инициативу и частный интерес общинников. Получалось, что определенная свобода в использовании земель общиной предусматривалась. При этом непременными были два условия: все имеют равные права на землю и равенство платить налоги и нести повинности.
Община представляла и защищала интересы общины и общинников перед помещиком, государством, церковью. Отношения с внешними организациями она осуществляла по обычаю и по закону.
Социальная функция общины включала помощь сиротам, бедным, пострадавшим от несчастий по обычаю; содержание богаделен, больниц и др. подобных учреждений – по закону.
Культурно-воспитательную функцию община осуществляла по обычаю, что включало проведение праздников, содержание школ, воспитание нового поколения.
Религиозную функцию община также осуществляла по обычаю: проведение религиозных праздников и земледельческих обрядов, надзор за посещением церкви и т. п.
Судебная функция общины опиралась на нормы, сформулированные крестьянским миром. Суд по гражданским делам вершили выборные лица, сход, совет стариков. Наряду с этим закон предписывал коллективную ответственность крестьян за нарушение, совершенное на территории общины, или в случае не обнаружения преступника.
Следующие функции стали следствием вмешательства государства в общинные отношения.
Податно-финансовая функция предполагала ответственность крестьян за исполнение натуральных повинностей и выплату общегосударственных и местных налогов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.