Община выполняла разнообразные функции (см. рис. 1). Многие из них она выполняла по традиции, вне правительственного контроля, по обычаю, ( обычное право - неформальный институт): организация труда, распределение ресурсов, социальная защита своих членов, поддержание благосостояния и т.п. Члены общины были связаны круговой ответственностью, избирали на сходах руководителей и решали общие вопросы жизни. Члены общины (деревенской или городской) осуществляли внешние связи через общину или ее руководителя. Руководители одновременно были проводниками государственных норм общественного порядка. Государственная бюрократия имела дело с так организованным населением.
Получается, что государство не пыталось поставить жизнь общины под всеобщий контроль, а использовало как элемент низшей администрации. Со своей стороны, общинная организация компенсировала несовершенства регионального управления со стороны княжеской организации. Последнее обстоятельство привело к тому, что центральная власть, правда, по просьбе волостных и посадских общин в первой половине XVI в. стала юридически оформлять их право на самоуправление, что сделало излишним великокняжеский надзор за общинами . Функции представителей короны (коронной администрации) были переданы губным и земским старостам, которые избирались представителями волостных и посадских общин. Все эти изменения управления составили суть реформы местного самоуправления, которая завершилась к 1555 г. С этого момента община стала юридическим лицом (корпорацией), поскольку была введена в систему государственных, законных институтов, по закону обладавшая правом самоуправления.
Исторические источники выделяют следующие важные черты и последствия реформы местного самоуправления середины XVI в.[20]:
Теперь рассмотрим эволюцию российской общины в XVIII-XIX вв. В этот период община и выполняемые ею функции постепенно менялись. Инициаторами выступили помещики. В конце XVIII в., движимые интересами повышения доходности своих поместий, они стали вмешиваться в хозяйственную жизнь общины посредством предписаний и инструкций, возложив на органы самоуправления контроль за их выполнением. Эта инициатива была подхвачена государственными органами применительно к государственным (1797 г.) и удельным (1798 г.) крестьянам.
Крестьянский мир таким изменениям не противился. Тому были следующие причины:[21]
· уменьшалась опасность появления в деревне чужих наблюдателей и контролеров, что означало бы непременно появление новых поборов и повинностей;
· усиление полицейских функций общины облегчало ей поддержание порядка, борьбу с побегами (ведь налоги убежавших тяжелым бременем ложились на оставшихся в силу круговой поруки);
· наделение общины дополнительными контрольными функциями фактически легализовало общину как институт обычного права.
На окраинах Империи – в Сибири, европейском севере, Урале, Юге России - община возникала так же, как в центральной России. Крестьянский мир вначале решал свои внутренние дела на основе самоуправления и вступал в отношения с государственной администрацией. Все более полагаясь на общинное самоуправление, коронная администрация наделяла общины правом выполнять административные, финансовые, судебные функции, а выборные руководители приобретали официальную власть. Повторим, что крестьяне положительно относились к таким дополнениям, видя в них поддержку общины со стороны власти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.