Методы синтеза технических решений, страница 16

! Составление полного списка требований для вновь разрабаты-I ваемого изделия является очень важной и нелегкой задачей. До­статочно вспомнить, как часто в практике проектирования быва­ют случаи, когда разработанное изделие, отвечая казалось бы всем поставленным перед его созданием требованиям, не может быть передано в производство или эксплуатацию лишь из-за того, что выявился4Щ£ новых требований, которые не были приняты во внимание. Как правило, некоторые из них нельзя было предвидеть перед разработкой в силу их неочевидности.

Недостатки в формулировках требований и в составлении их списков в первую очередь вызваны тем, что до настоящего времени не разработано единого методического подхода к составлению полного списка технических требований, указываются лишь общие разделы и некоторые рубрики для количественно вы­раженных требований, связанных в основном с условиями эксплуатации. Практический интерес представляет работа [54], в которой подробно изложен процесс составления технического за­дания.

Исследования большого числа технических требований, предъ­являемых к объективам в различных отраслях техники, позволили выявить, что описание отдельного технического требования содер­жит четыре структурные части, отвечающие на следующие вопро­сы: к какой ТС или ее элементу относится требование? — W; реализацию какой функции должно обеспечить техническое тре­бование? — F; как качественно должна быть реализована функ­ция? — S; при каких ограничениях происходит выполнение функ­ции? — G. Формализованное описание технических требований имеет такой наиболее распространенный вид: Т = {(S)(F) (W) (G)}.

Приведем пример описания:

Т = {(обеспечить) (стабилизацию) (импульсов генератора) (в диапазоне частот до 2,5 Мгц)}.

Рассмотрим подробнее каждую составную часть в описании технического требования. Для описания части (S) используется небольшой набор глаголов, имеющих различный содержательный смысл (увеличить, повысить, улучшить и т. д.). Для описания ча­сти (F) используются существительные, образованные от глаголов

40


Однако такой путь является весьма трудоемким и в итоге не гарантирует составления полного списка.

С другой стороны, исследование сущности технических тре­бований позволило установить, что они предъявляются к функ­циям, которые выполняются в целом ТС и ее элементами, т. е. выявление всей совокупности функций, которые должны выпол­нять ТС и ее элементы, дает возможность сформулировать полный список требований.

Анализ отдельных ТС и ряда их родственных модификаций показывает, что более целесообразно осуществлять выявление со­вокупности функций на целый класс объектов, поскольку мно­гие структурные элементы, хотя и имеют различные варианты конструктивного исполнения, выполняют одни и те же функции. Составление списка функций на класс объектов позволяет форму­лировать списки требований для отдельных ТС (и их элементов) этого класса. При этом составление полного списка требований на конкретну^р ТС данного класса можно выполнять по следующей методике. 1. Формулируют основную функцию разрабатываемого изделия (ТС). 2. Выявляют основные структурные элементы ТС, обеспечивающие выполнение основной функции. 3. Формулируют функции основных структурных элементов. 4. Составляют список требований, обеспечивающих выполнение функций, выявленных в пп. 1, 3. Если структурные элементы, выделенные в п.. 2, также разделяются на ряд структурных элементов, то их рассмат­ривают по пп. 1—4 и так далее до разделения ТС на детали.

Представляется, что составление долного списка требований с помощью функционального анализа ТС является менее трудоем­ким и более надежным подходом. Однако эффективность этого подхода будет снижаться, если его использовать для разработок принципиально новых ТС, не имеющих прототипов и родственных модификаций. Поскольку пионерные ТС не могут быть отнесены к какому-либо классу родственных ТС, то для них затруднитель­но точно определить основные структурные элементы и соответ­ствующие им функции.