Расширение множества ТР. Поскольку общее дерево не содержит повторяющейся информации об элементах и их признаках, оно является средством компактного представления и хранения информации о множестве ТР, при этом мощность множества может быть как угодно велика. В силу этого, дерево ТР представляет определенный интерес для проектировщиков. Однако дерево ТР, построенное таким путем, имеет следующие недостатки: 1) недостаточно большой объем информационного содержания, так как количество известных ТР по выбранному классу объектов в лучшем случае может составлять порядка 104; 2) высокая трудоемкость процесса построения дерева ТР.
Исследование известных эвристических методов поиска новых ТР позволило найти более рациональный метод построения дерева ТР по выбранному классу объектов, не имеющего указанных недостатков. Суть этого метода заключается в следующем. Из известного множества ТР выбирается такое подмножество, в которое входят наиболее оригинальные, перспективные, отличающиеся высокими технико-экономическими показателями ТР. Они составляют исходное множество ТР, на котором строится общее дерево. На построенном дереве ТР рассматривается каждый элемент, признак и выявляются их возможные варианты. Это позволяет во много раз увеличить общее число содержащихся в дереве технических решений по выбранному классу объектов. В целях повышения эффективности поиска альтернативных вариантов элементов и их признаков рекомендуется пользоваться рубриками
38
Указателей классов изобретений, например [531, и фондом эвристических приемов [2].
Рубрики Указателей классов изобретений дают представление о разновидностях тех или иных элементов, показывают их иерархическое положение друг относительно друга, дают возможность оценить степень полноты информации, заложенной в дереве ТР. Применение эвристических приемов обеспечивает получение максимального количества разновидностей элементов и их признаков от одного или нескольких исходных прототипов [37J.
Дальнейшее расширение множества ТР, содержащегося в дереве, возможно за счет комбинации отдельных ветвей дерева или ветвей и отдельных элементов между собой. При этом альтернативные варианты элементов и их признаков могут выбираться не только из рассматриваемого класса объектов, но и из классов, в которых применяются элементы аналогичного функционального назначения. Здесь также рекомендуется использовать Указатели классов изобретений, построенные на функциональном принципе [53]. Добавление альтернативных вариантов элементов и их признаков должно осуществляться с учетом тенденции развития рассматриваемого класса объектов.
Одной из основных групп признаков таких объектов техники как устройства и вещества являются материалы (ингредиенты). В этом случае целесообразно иметь специально организованные множества материалов, которые будут иметь межотраслевой характер. Это позволит сократить объем информации, содержащейся в дереве ТР.
Объекты техники всегда содержат элементы широкого применения (отраслевые, межотраслевые, нормализованные, стандартизованные). По ним также целесообразно создавать самостоятельные деревья ТР (накопители информации), что позволит заимствовать их при построении деревьев ТР на конкретные классы объектов.
С помощью описанной методики обеспечивается построение дерева ТР ко конкретному классу объектов с содержанием более 10? вариантов ТР, которые отличаются хотя бы одним признаком.
3.2. Требования к техническим решениям
Для любой нормально работающей ТС существует некоторый полный список технических требований, которым удовлетворяет ТС и ее элементы, и исключение или неудовлетворение любого требования из полного списка приводит либо к прекращению функционирования ТС, либо к ухудшению ее эффективности и работоспособности. Иначе говоря, полный список включает как бы необходимый и достаточный набор технических требований, реализация которых позволяет получить нормально работающую ТС. *
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.