Линейный анализ систем управления. Исследование элементов линейной системы управления. Пакет Control Toolbox и его использование для расчета систем управления, страница 8

Если все корни характеристического уравнения имеют отрицательную вещественную часть и расположены в левой полуплоскости, то это условие является необходимым и достаточным для устойчивости динамической системы в силу понятия об устойчивости при начальных отклонениях.

Если имеется хотя бы один неустойчивый корень с положительной вещественной частью, то и вся динамическая система неустойчива.

Качественный и количественный анализ устойчивости динамической системы по значениям корней характеристического уравнения.

1.  Качественный анализ устойчивости.

2.  Число форм движения.

 – общее число форм,

 – корней вещественного типа ,

 – корней комплексно – сопряженных .

,

.

Для динамической системы определяется число форм движения с корнями вещественного типа  и число форм движения колебательного типа с комплексными корнями .

Общее число форм движения равно сумме форм движения с вещественными и комплексными корнями.

3.  Характеристика движения по формам в порядке возрастания  и убывания .

На данном этапе анализа определяются обобщенные показатели:

Затем указывается характер движения по первой форме и запасы устойчивости по величине вещественной части корня.

Характеристика длиннопериодического и короткопериодического движения.

В зависимости от типа самолета определим на комплексной плоскости области расположения корней внутри окружности радиусом , внутри кольца с радиусами  и , в оставшейся области.

В соответствии с расположением корней относительно выбранных границ в динамике движения определяют следующие формы:

1.  Короткопериодическое движение.

Частота короткопериодического движения обычно составляет несколько Герц (1-5 Гц). Примерами короткопериодического движения является движение по углу тангажа, по перегрузке, по углам крена, рыскания и атаки.

2.  Длиннопериодическое движение.

Длиннопериодическое движение происходит с частотами, равными десятым и сотым долям Герца и описывает движение самолета по высоте, скорости, углу наклона траектории, боковой дальности.

3.  За границей короткопериодического движения расположены частоты быстрого колебательного движения, связанного с аэро–упругими колебаниями. Частота колебательного движения при деформации конструкции самолета составляет от нескольких (5-10 Гц) до 100 и более. Такое колебательное движение иногда называют вибрацией.

В соответствии с разделением корней принимается гипотеза о «замороженном» движении длиннопериодических переменных в процессе изменения тех координат, которые описывают короткопериодическое движение. Изменение высоты, скорости, угла наклона траектории не учитываются, и сами переменные считаются постоянными за время изменения короткопериодических составляющих: угла атаки, перегрузки и т.д.

При расчете длиннопериодических координат самолет считается сбалансированным в угловом движении и по перегрузкам. Для расчета движения центра масс используются усредненные значения перегрузки и балансировочные значения углов.

Характеристическое уравнение системы в целом:

Для решения практических задач с использованием Matlab используются стандартные программы.

Алгебраические критерии устойчивости Раусса и Гурвица.

Выбор критериев алгебраической устойчивости определяется постановкой следующей задачи:

определить алгебраические показатели, которые зависят только от коэффициентов характеристического уравнения и позволяют судить об устойчивости динамической системы и отсутствии неустойчивых корней.

Дано:

Требуется:

Решение Раусса:

№ строк

Номер столбца

1

2

3

4

1

a0

a2

a4

a6

2

a1

a3

a5

a7

r0=a0/a1

3

C13=a2-r0a3

C23=a4-r0a5

C33=

r1=a1/a3

4

C14=a3-r1C23

C24=a5-r1C33

C34=

Теорема Раусса: