Условимся понимать под моделью словесное (схематическое) описание методов создания составных элементов функций менеджмента, а словом функция обозначать основное содержание деятельности.
Стратегическое моделирование предназначено для того, чтобы определить цели фирмы, выработать пути их достижения, разработать модель стратегии.
Эта работа выполняется с помощью СВОТ–анализа (СВОТ - аббревиатура от английских слов: Strength - сила, Weakness - слабость, Opportunity - возможность, Threat - угроза), маркетингового анализа, прогноза, построения дерева целей - задач-программ, определения альтернативных стратегий и выбора оптимальной стратегии. О применении СВОТ–анализа и соответствующих моделей на этапе стратегического планирования будет сказано в параграфе 5.П 2.
В число важнейших стратегических вопросов входят: продукция фирмы, финансирование фирмы, функции фирмы, менеджмент фирмы, сырьё и т.п.
Стратегическое моделирование начинают с определения целей. Очень важно, чтобы руководство фирмы чётко уяснило, чего оно добивается и чего оно может достичь. Уяснение целей даёт руководителю возможность оценить и улучшить исходное положение фирмы.
Достижение целей ставится возможным только после получения определённых ключевых результатов. Результат, являясь показателем достижения цели, - более конкретное, суженное, количественное и качественное измеряемое понятие итогов работы. Он может быть положительным, нулевым и отрицательным. Итоговый результат складывается из промежуточных, текущих, повседневных целенаправленных действий.
Задачи определяют расчленением на части объёма работы по достижению целей. Только преобразование долгосрочных целей в конкретные промежуточные задачи и ожидаемые (расчётные) ключевые результаты, расчленение задач (объёмов работы) на чёткие программы создаёт предпосылки для получения желаемых результатов. Такое преобразование осуществляется путём построения дерева целей–задач–программ.
Модель определения целей, постановки задач и разработки программ можно представить в виде последовательности действий, которые должен выполнять менеджер. Рассмотрим пример соответствующей инструкции.
1. На основе опыта работы, прогноза, анализа работы фирмы ответьте на вопрос: каких целей, каких количественных и качественных результатов вы хотите добиться? Ключевые результаты могут быть трёх видов [3]:
а - в коммерческой деятельности, например: прибыльность, оборот, покрытие расходов, инвестиции, оборотные средств и т.п.;
б - в функциональной деятельности: количество и качество производимой продукции, степень использования производственных мощностей, эффективность использования сырья, энергии и др.;
в - в менеджменте: мотивированность персонала, атмосфера в фирме, использование рабочего времени, качество и время прохождения информации и др.
Очевидно, что понятие «ожидаемый результат» работы фирмы является сложным и многомерным, количественным и качественным, измеряемым, ведущим к последующему определению целей, задач, результатов подразделений, групп и даже отдельных работников. Подпункты а–в дают количественную и качественную характеристики ожидаемого результата работ, отражающие их объём, качество как возможность измерения и оценки достижения цели.
В зависимости от ситуации, конъюнктуры (т.е. важного момента в серии событий по достижению целей) возможны следующие ожидаемые результаты:
- оптимистический - в предположении благоприятной ситуации и конъюнктуры,
- пессимистический - в предположении преобладания неблагоприятной ситуации,
- наиболее вероятный - когда удаётся нейтрализовать неблагоприятные факторы и полностью использовать благоприятные возможности.
Следовательно, работа «на результат» требует регулярного измерения текущих результатов в процессе движения к достижению целей, так как их может быть несколько, и поэтому их необходимо ранжировать по важности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.