Правила, инструкции и методики представляют собой внутренние документы предприятия, впитавшие опыт работы многочисленных организаций отрасли в течение десятилетий. Если правила внутреннего распорядка гостиницы отражают специфику работы персонала, то инструкции содержат перечень функций и обязанностей в типовых условиях стандартной рабочей обстановки, характерных для данного предприятия и должностного лица. Все эти документы должны соответствовать Кодексу Труда РФ.
Приведём перечень разделов из типовых правил внутреннего распорядка пятизвёздной гостиницы в Санкт-Петербурге: 1) одежда персонала и внешний вид; 2) шкафчик для личных вещей; 3) перерывы в работе; 4) курение; 5) телефонные разговоры; 6) вход в гостиницу для персонала; 7) удостоверение личности персонала; 8) информация для персонала; 9) обнаружение в гостинице пропавших вещей; 10) права и обязанности; 11) период обучения и работы; 12) перевод на другие должности и продвижение по службе; 13) расписание работы; 14) рабочие часы; 15) ночная смена; 16) отсутствие на работе или опоздание; 17) заболевание; 18) отпуск; 19) зарплата; 20) деловая конфиденциальность; 21) дисциплинарные меры; 22) проявление недовольства персонала; 23) здоровье, безопасность, пожарная безопасность.
Инструкции менеджеров должны содержать функции, обязанности, перечень систематических, регулярных действий при осуществлении руководства на всех этапах управления по организации управления; информации и прогнозированию; планированию; принятию решений и их выполнению; контролю выполнения задач, планов, программ; учёту материально-технических средств; оценке работы подчинённых.
Инструкции менеджеров среднего звена должны содержать все детали управления своей областью работы (менеджеры нижнего звена и бизнес–процесс), а именно: 1) организация работы; 2) организация информации о ходе бизнес–процесса; 3) наблюдение за ходом работ, сбор информации и её анализ; 4) прогнозирование хода работ по результатам наблюдений и информации о ходе работ; 5) составление, выполнение планов, их корректировка, графики работы; 6) разработка программ, их выполнение и корректировок; 7) анализ и своевременные меры по обеспечению: соответствия целей задач подчинённых целям и задачам фирмы; эффективности организационной структуры, структуры рабочих функций подчинённых, должностной структуры, информационной структуры, ресурсно–технологической структуры своего подразделения, группы; эффективности организационной модели: взаимосвязей взаимодействия, обратной связи, продолжительности работ и операций, организации взаимодействия и координации в рамках текущего времени; 8) обучение персонала методом самообразования, тренировок на рабочих местах и т.п.; 9) инструктаж подчинённых; 10) подготовка данных для принятия решения; 11) учёт материально-технических ценностей, учёт труда подчинённых и оценка эффективности их работы; 12) организация документирования, ведение и учёт документации и т.д.
Инструкция должна фокусировать внимание менеджера на результатах работы и их анализе; своевременности информации и действий по корректировке графиков, планов, программ и т.п.; ситуационном подходе к управлению, определяющем зависимость конкретных действий менеджера от сложившейся нестандартной обстановки; взаимодействии как в управляемом подразделении, так и со смежными подразделениями, группами, должностными лицами; ответственности менеджера за ход и результаты работ.
Инструкции менеджеров нижнего звена содержат вышеперечисленные вопросы с акцентом на управление внеменеджментовым персоналом (рабочими, служащими и т.д.).
Инструкции рабочим, служащим должны содержать перечни действий по выполнению работ, программ, операций. Инструкции рабочим и служащим должны привлекать их внимание к эффективности работ, т.е. к качеству и производительности труда, к результатам труда, взаимодействию, информации о нарушениях ритма работ, к ответственности за результаты работы и технические средства её выполнения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.