Методическое руководство по выполнению курсовой работы на тему: "Исследование и анализ процессов реструктуризации бизнес-системы на основе комплексного моделирования", страница 15

Таблица П 2.4

Тип организации

Коммерческие

Образовательные

Уровень менеджеров

Типичные звания менеджеров

Высший

Председатель совета директоров,

президент,

исполнительный директор

и их заместители

Ректор и проректор

Средний

Руководители подразделений,

отделов департаментов

Деканы и их заместители

Первичный

Руководители-координаторы,

мастера,

производители работ

Заведующие кафедрами

и их заместители

Основные компоненты процесса производства и услуг - это трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и сервис. К ним добавляется бухгалтерия и охрана фирмы. Следовательно, горизонтальная структура фирмы, например, занятой производством продовольственных товаров и обслуживанием посетителей, должна предусматривать подразделения кадров, бухгалтерию, производство продовольственных товаров (включая снабжение сырьём и его хранение, а также хранение готовой продукции), обслуживания, обеспечения нормальной работы оборудования, охраны фирмы.

В зависимости от масштабов фирмы вертикальная структура может иметь от одного до трёх и более звеньев. Трёхзвенная система (о ней сказано выше) предусматривает менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней. В самых малочисленных фирмах менеджмент может быть представлен руководителем (хозяином) фирмы и бухгалтером.

Структурная модель фирмы позволяет составить штатное расписание, которое представляет собой перечень должностей, замещающих блоки структурной модели как по звеньям горизонтального разделения труда, так и по звеньям линий иерархии, т.е. по уровням высшего, среднего и нижнего менеджмента.

В зависимости от объёма работы по каждой функции фирмы и управления определяют численность работников, взаимодействие функциональных элементов, структуру рабочих функций. Структура рабочих функций включает: функции, подфункции, виды деятельности, должности, программы, операции, действия. Исходя из численности персонала по функциям фирмы и управления формируют структурные подразделения предприятия. В подразделении обособляются группы должностей (команды), выполняющих одну или несколько функций. Затем устанавливается должностная структура, т.е. требования к квалификации, профессиональным навыкам и производительности труда. После этого выполняется «привязка» работников к должности, но это следует делать после создания процессно-ролевой модели.

В целом структурная модель отражает следующие основные элементы организационного построения управления фирмой (бизнес–процессом):

1)   организационную структуру, опирающуюся на функциональную модель, включая горизонтальную специализацию труда и вертикальную иерархию в виде организационных звеньев;

2)   структуру рабочих функций, видов деятельности, программ, операций, действий, производительности труда;

3)   должностную структуру, т.е. требования к квалификации, профессиональным навыкам, опыту работы, пригодности к руководству;

4)   информационную структуру, т.е. внутрифирменные информационные связи по линии командования–подчинения, по линии взаимодействия, включая обратную связь;

5)   ресурсно-технологическую структуру, т.е. организацию технологических линий производства продукции и их обеспечение энергией, запчастями, сырьём и т.п.

В процессе деятельности предприятия неизбежно изменение целей и задач, что может повлечь за собой изменение всей организации предприятия. Поэтому рекомендуется в таких случаях проводить анализ всех структурных элементов предприятия, а именно: организационной структуры, структуры трудовых ресурсов, ресурсно-технологической структуры, структуры обмена услугами.

Анализ организационной структуры проводится в следующей последовательности: цели предприятия, стратегия, задачи, функциональная организация, должности, цели и задачи работников.