Таблица П 2.4
Тип организации |
Коммерческие |
Образовательные |
Уровень менеджеров |
Типичные звания менеджеров |
|
Высший |
Председатель совета директоров, президент, исполнительный директор и их заместители |
Ректор и проректор |
Средний |
Руководители подразделений, отделов департаментов |
Деканы и их заместители |
Первичный |
Руководители-координаторы, мастера, производители работ |
Заведующие кафедрами и их заместители |
Основные компоненты процесса производства и услуг - это трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и сервис. К ним добавляется бухгалтерия и охрана фирмы. Следовательно, горизонтальная структура фирмы, например, занятой производством продовольственных товаров и обслуживанием посетителей, должна предусматривать подразделения кадров, бухгалтерию, производство продовольственных товаров (включая снабжение сырьём и его хранение, а также хранение готовой продукции), обслуживания, обеспечения нормальной работы оборудования, охраны фирмы.
В зависимости от масштабов фирмы вертикальная структура может иметь от одного до трёх и более звеньев. Трёхзвенная система (о ней сказано выше) предусматривает менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней. В самых малочисленных фирмах менеджмент может быть представлен руководителем (хозяином) фирмы и бухгалтером.
Структурная модель фирмы позволяет составить штатное расписание, которое представляет собой перечень должностей, замещающих блоки структурной модели как по звеньям горизонтального разделения труда, так и по звеньям линий иерархии, т.е. по уровням высшего, среднего и нижнего менеджмента.
В зависимости от объёма работы по каждой функции фирмы и управления определяют численность работников, взаимодействие функциональных элементов, структуру рабочих функций. Структура рабочих функций включает: функции, подфункции, виды деятельности, должности, программы, операции, действия. Исходя из численности персонала по функциям фирмы и управления формируют структурные подразделения предприятия. В подразделении обособляются группы должностей (команды), выполняющих одну или несколько функций. Затем устанавливается должностная структура, т.е. требования к квалификации, профессиональным навыкам и производительности труда. После этого выполняется «привязка» работников к должности, но это следует делать после создания процессно-ролевой модели.
В целом структурная модель отражает следующие основные элементы организационного построения управления фирмой (бизнес–процессом):
1) организационную структуру, опирающуюся на функциональную модель, включая горизонтальную специализацию труда и вертикальную иерархию в виде организационных звеньев;
2) структуру рабочих функций, видов деятельности, программ, операций, действий, производительности труда;
3) должностную структуру, т.е. требования к квалификации, профессиональным навыкам, опыту работы, пригодности к руководству;
4) информационную структуру, т.е. внутрифирменные информационные связи по линии командования–подчинения, по линии взаимодействия, включая обратную связь;
5) ресурсно-технологическую структуру, т.е. организацию технологических линий производства продукции и их обеспечение энергией, запчастями, сырьём и т.п.
В процессе деятельности предприятия неизбежно изменение целей и задач, что может повлечь за собой изменение всей организации предприятия. Поэтому рекомендуется в таких случаях проводить анализ всех структурных элементов предприятия, а именно: организационной структуры, структуры трудовых ресурсов, ресурсно-технологической структуры, структуры обмена услугами.
Анализ организационной структуры проводится в следующей последовательности: цели предприятия, стратегия, задачи, функциональная организация, должности, цели и задачи работников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.