Организация целевой пирамидальной линейно-функциональной структуры управления предприятием сервиса характеризуется следующими особенностями:
подразделения и должности организуются в форме пирамиды, где каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим за свои решения и за действия своих подчинённых при возрастании ответственности снизу вверх;
задачи предприятия распределяются среди подразделений работников на основе специализации (разделения труда), что облегчает их отбор и совершенствование;
решения и действия должностных лиц определяются системой правил и инструкций, применяемых в конкретных ситуациях. Путём участия персонала управления в разработке инструкций, положений, нормативов, форм и методик работы эти документы совершенствуются в соответствии с прогрессом науки и техники управления;
организация предусматривает управленческий штат, задачей которого является обеспечение функционирования предприятия и достижение целей;
необходимость взаимодействия не подчинённых друг другу работников в интересах выполнения программ, решения задач и достижения целей, т.е. создания информационной структуры взаимодействия;
наём работников предусматривает возможность их продвижения по должности после профессиональной подготовки или квалификационной проверки.
Важнейшими организационными документами являются: организационная структура управления, штатное расписание, положение о предприятии, должностные инструкции, методики работы должностных лиц.
Достоинствами линейно-функционального подхода к организации с позиций связки цели–задачи–программы являются:
единоначалие и централизация, определяющие ясность линий подчинения и сферы индивидуальной ответственности за достижение целей, выполнение задач и программ от высших руководителей до исполнителей программ;
функциональность структуры, значительно повышающая эффективность управления за счёт функционального разделения труда (специализация подразделений, конкретных работников для выполнения определённых функций и осуществления составных частей производственного процесса - снабжения, производства, услуг и т.п., а также процесса управления - информации, прогнозирования, подготовки и принятия решений, планирования и т.д.);
направленность управления на положительный результат за счёт скоординированности усилий управления и исполнителей в связках цели–задачи–программы;
возможность анализа и индивидуальной оценки эффективности работы сотрудников и подразделений по показателям достижения целей, решения задач и выполнения программ.
Слабыми сторонами такой системы организации считают:
а) снижение эффективности управления при возникновении нестандартных ситуаций,
б) недостаточную информацию взаимодействия неподчинённых друг другу должностных лиц, отсутствие взаимного контроля по линии взаимодействия;
в) ограничение инициативы должностных лиц рамками должностных обязанностей.
Эти недостатки преодолеваются благодаря внедрению в административное управление, в практику, в инструкции, методики работы следующих управленческих принципов:
* ситуационного подхода, означающего такую организацию работы должностных лиц, которая максимально учитывает изменение обстановки, направлена на выявление и решение проблем на каждом уровне управления, на обоснованное изменение действий при изменении ситуации;
* взаимного своевременного информационного обеспечения в интересах дела по линиям взаимодействия вне подчинения, как основы скоординированной работы механизма управления;
* децентрализации управления путём делегирования полномочий руководства подготовленным подчинённым, так как делегирование позволяет экономить время принятия решений, стимулирует инициативу подчинённых, повышает эффективность управления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.