Наиболее крупным гидротехническим сооружением исследуемого района, ограничивающим его с юга, является комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Прежде всего, сооружение этого комплекса превратило, прилегающий к нему участок естественного берега, в берег искусственный, техногенный. А возведение насыпной дамбы, перегородившей залив, не могло не сказаться на ходе берегоформирующих процессов. Объективная оценка характера и масштабов этого влияния – дело будущего.
Антропогенное влияние на акваторию восточной части Финского залива имеет уже довольно долгую историю, т. к. началось оно практически с момента образования Санкт-Петербурга, хотя и касалось в этот период лишь района дельты Невы. Более существенные изменения произошли позднее в связи со строительством ряжевых преград, фортов и берегозащитных сооружений, имеющихся на многих участках побережья.
В конце XIX столетия в Невской губе в Северных и Южных воротах было построено 17 фортов на искусственных островах и нескольких рядов подводных преград, возвышающихся над дном на 3-4 м с глубиной воды над ними 0,5-2,0 м, общей протяженностью около 102 км. В это же время был прорыт морской канал длиной 30 км, соединяющий Морской торговый порт с Кронштадтом.
Искусственные преграды, форты в сочетании с многочисленными отмелями практически превратили Невскую губу в почти замкнутый бассейн. Они ограничили проникновение морских ветровых волн Финского залива на ее акваторию, сократили водообмен с заливом, изменили план и скорости течений в зоне фортов и преград, оказали влияние на литодинамические процессы.
С конца 60-х годов XX века на северном и южном побережьях Невской губы начались гидротехнические работы по выемке грунта и намыву городских территорий под жилищное строительство, что по мнению автора /36/ и стало основным фактором интенсивного загрязнения акватории Невской губы и восточной части Финского залива взвешенными веществами вплоть до прекращения этих работ в начале 90-х гг..
В начале 80-х годов началось строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений (в просторечии дамбы), а с середины 80-х до начала 90-х не затихали споры о степени влияния дамбы на природные условия Невской губы и восточной части Финского залива. Для разрешения споров назначались авторитетные комиссии, проводились натурные исследования, в том числе с применением методов дистанционного зондирования /7,20,24/. Отчеты трех комиссий отечественных экспертов проводивших анализ экологической обстановки в Невской губе и возможного влияния на нее КЗС содержали противоречивые результаты. Как следствие, в 1990 г. для разрешения этого вопроса была создана Международная экспертная комиссия, которая пришла к выводу, что завершенный КЗС будет оказывать минимальное воздействие на окружающую среду.
Осадочный материал, выносимый в Невскую губу Невой, в основном оседает в глубоководных участках. Непосредственно вблизи Санкт-Петербурга в результате подводной добычи грунтов образовались подводные карьеры с глубиной до 10-12 метров. В настоящее время они превратились в седиментационные ловушки. Еще одним участком интенсивной седиментации и аккумуляции является Морской канал с глубиной около 12 м. Канал заносится со средней скоростью 6,5 см/год, что обусловливает необходимость систематического проведения дноуглубительных работ. В западной части канала осадки не аккумулируются. Строительство КЗС внесло изменения в процессы седиментации, что обусловило появление новых зон аккумуляции тонкодисперсных осадков. Помимо этого, значительное влияние на седиментационные процессы в районе КЗС оказали Кронштадский порт и интенсивное судоходство /12/.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.