Отчет о научно-исследовательской работе "Развитие проекта «ТЭО берегоукрепления восточной части Финского залива». Исследование гидрологического режима в прибрежной зоне Курортного района Санкт-Петербурга", страница 26

Наиболее крупным гидротехническим сооружением исследуемого района, ограничивающим его с юга, является комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Прежде всего, сооружение этого комплекса превратило, прилегающий к нему участок естественного берега, в берег искусственный, техногенный. А возведение насыпной дамбы, перегородившей залив, не могло не сказаться на ходе берегоформирующих процессов. Объективная оценка характера и масштабов этого влияния – дело будущего.

4.1.3.2.  Антропогенное воздействие на акваторию восточной части Финского залива

Антропогенное влияние на акваторию восточной части Финского залива имеет уже довольно долгую историю, т. к. началось оно практически с момента образования Санкт-Петербурга, хотя и касалось в этот период лишь района дельты Невы. Более существенные изменения произошли позднее в связи со строительством ряжевых преград, фортов и берегозащитных сооружений, имеющихся на многих участках побережья.

В конце XIX столетия в Невской губе в Северных и Южных воротах было построено 17 фортов на искусственных островах и нескольких рядов подводных преград, возвышающихся над дном на 3-4 м с глубиной воды над ними 0,5-2,0 м, общей протяженностью около 102 км. В это же время был прорыт морской канал длиной 30 км, соединяющий Морской торговый порт с  Кронштадтом.

Искусственные преграды, форты в сочетании с многочисленными отмелями практически превратили Невскую губу в почти замкнутый бассейн. Они ограничили проникновение морских ветровых волн Финского залива на ее акваторию, сократили водообмен с заливом, изменили план и скорости течений в зоне фортов и преград, оказали влияние на литодинамические процессы.

С кон­ца 60-х го­дов XX века на северном и южном побережьях Нев­ской гу­бы начались  гидротехнические работы по выемке грунта и намыву городских территорий под жилищное строительство, что по мнению автора /36/ и стало основным фактором интенсив­ного загряз­не­ния акватории Невской губы и вос­точ­ной час­ти Фин­ско­го залива взве­шен­ны­ми веществами вплоть до прекращения этих работ в начале 90-х гг..

В начале 80-х годов началось строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений (в просторечии дамбы), а с середины 80-х до начала 90-х не затихали споры о степени влияния дамбы на природные условия Невской губы и восточной части Финского залива. Для разрешения споров назначались авторитетные комиссии, проводились натурные исследования, в том числе с применением методов дистанционного зондирования /7,20,24/. Отчеты трех комиссий отечественных экспертов проводивших анализ экологической обстановки в Невской губе и возможного влияния на нее КЗС содержали противоречивые результаты. Как следствие, в 1990 г. для разрешения этого вопроса была создана Международная экспертная комиссия, которая пришла к выводу, что завершенный КЗС будет оказывать минимальное воздействие на окружающую среду.

Осадочный  материал,  выносимый  в  Невскую  губу  Невой,  в  основном  оседает  в глубоководных участках. Непосредственно вблизи Санкт-Петербурга в результате подводной  добычи  грунтов  образовались подводные  карьеры  с глубиной  до  10-12  метров.  В  настоящее  время  они  превратились  в седиментационные  ловушки.  Еще  одним  участком  интенсивной  седиментации  и аккумуляции является Морской канал  с глубиной около  12 м. Канал заносится со средней скоростью 6,5 см/год, что обусловливает необходимость систематического проведения  дноуглубительных  работ.  В  западной  части  канала  осадки  не аккумулируются. Строительство КЗС внесло изменения в процессы седиментации, что  обусловило  появление  новых  зон  аккумуляции  тонкодисперсных  осадков. Помимо  этого,  значительное  влияние  на  седиментационные  процессы  в  районе КЗС оказали Кронштадский порт и интенсивное судоходство /12/.