Системы путевой полуавтоматической блокировки. Общая характеристика и классификация систем автоблокировки. Система централизованной автоблокировки ЦАБ-АЛСО. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) и автостопы, страница 6

Рис. 5.1. Функциональная схема АБТ

Бесстыковые рельсовые цепи ТРЦ3 имеют переменную ве­ли­чину зо­ны шунтирования от 40 до 120 м от точки подключения пе­ре­дающего или при­ем­ного конца рельсовой цепи, поэтому в сис­теме АБТ без изолирующих сты­ков на границе блок–участков в зо­не установки проходных светофоров орга­низуются тональные рель­совые цепи ТРЦ4. Рельсовые цепи ТРЦ4 длиной 100 – 300м, работающие в диапазоне частот 5000 – 5555 Гц, имеют зону шун­ти­рования, не превышающую 15 метров.

Рельсовые цепи ТРЦ3 и ТРЦ4, расположенные за свето­фо­ром, обра­зу­ют защитный участок. Поэтому для исключения по­яв­ле­ния на светофоре красного огня в случае приближения к нему поезда этот светофор размещают на расстоянии 20 м от питающего конца ТРЦ4. Передача сигналов АЛС обеспечивается с момента занятия рельсовой цепи поездом. С вступлением поезда за све­то­фор 7 и обесточиванием приёмника 1АП сигналы АЛС начинают пе­редаваться из релейного шкафа сигнальной точки 7 в рельсовые цепи 1А и 2А с передающего конца РЦ 2А/2Б.

После занятия поездом РЦ 2Б сигнал АЛС начинает передаваться в неё с приёмного конца РЦ 2Б/1Б. Кодирование РЦ 1Б с передающего конца РЦ 1Б/1А наступает также после занятия её поездом. Кодирование рельсовой цепи между сигналами 5 и 7 обеспечивается только при свободном состоянии всех рельсовых цепей этого блок-участка, а также РЦ 1А за светофором 5. Эта рельсовая цепь выполняет функцию защитного участка. Разрешающее показание на светофоре 7 появляется также при свободности РЦ 1А за светофором 5. Наличие защитного участка повышает безопасность движения поездов и улучшает условия для передачи сигналов АЛС. 

Использование сигнального тока тональной частоты позволяет значительно снизить потребляемую мощность, применить для построения аппаратуры современную элементную базу и методы обработки сигналов.

Применение для передачи информации амплитудно-модулированных сигналов обеспечивает надёжную защиту приёмных устройств от воздействия гармонических и импульсных помех тягового тока.   

Наличие в системе АБТ защитного участка за светофором позволяет уста­навливать порядок работы схем автоблокировки, ис­клю­чающей появ­ле­ние разрешающего огня на путевом светофоре в слу­чае потери шунта у оди­ноч­ной поездной единицы. Такая воз­можность реализуется как при сво­бод­ном впереди рас­по­ло­женном блок–участке, так и при занятом.

Построение дополнительной логики связано с запо­ми­на­ни­ем порядка заня­тия рельсовых цепей при переходе поезда с одного блок–участка на дру­гой. При нарушении установленного порядка их занятия на светофоре обес­пе­чивается блокировка красного огня. Такая логика сохраняется до тех пор, пока не вос­становится принятый поря­док работы рельсовых цепей при следовании очередного поезда.

6. СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ

АВТОБЛОКИРОВКИ ЦАБ-АЛСО

Рассматриваемая система АБ (ЦАБ) разработана с целью улучшения эксплуатационного обслуживания, что выражается в сосредоточении аппаратуры, обеспечивающей зависимости между блок-участками на прилегающих к перегону станциях. В полевых условиях оставлены только трансформаторы питающих и релей­ных концов рельсовых цепей. Путевые светофоры отсутствуют, поэтому основным средством регулирования движения поездов является АЛСО (О - основная). Связь между трансформаторами РЦ и стан­цией осуществляется по кабелю. С целью снятия проблемы конт­роля короткого замыкания изостыков в ЦАБ применяются РЦ без огра­ничения их изостыками, но организованные особым образом. Это можно уяснить на следующем примере (рис. 6.1). Пусть между станциями А и Б имеется n рельсовых цепей:

Рис. 6.1. Схема ЦАБ

Максимальная длина РЦ предусматривается не более 1000м. Чтобы обеспечить быстрое затухание сигналов на границах РЦ и ис­клю­чить взаимные их влияния друг на друга применяются сле­ду­ю­щие частоты:

f81=420 Гц, промодулированная f=8 Гц;

f91=480 Гц, промодулированная f=8 Гц;