Системы путевой полуавтоматической блокировки. Общая характеристика и классификация систем автоблокировки. Система централизованной автоблокировки ЦАБ-АЛСО. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) и автостопы, страница 4

Рис. 2.2 Трёхзначная  система АБ

Движение на зелёные огни светофоров обеспечивается при разграничении поездов тремя блок-участками. Поэтому минимальное межпоездное расстояние:

LМП = 3lБ.У + lП.

Возможно сокращение этого расстояния до двух блок-участков, но это приводит к тому, что после проезда светофора с зелёным огнём машинист видит впереди жёлтый огонь следующего светофора и вынужден снизить скорость. Поэтому двухблочное разграничение допустимо, если лучшими ходовыми качествами обладает первый поезд (например, проходит станцию без остановки), а второй только трогается с места. Простота устройства и указанные преимущества обусловили наибольшее распространение трёхзначной АБ на дорогах.

Вблизи больших городов на железных дорогах происходит интенсивное движение грузовых, дальних пассажирских и пригородных поездов. Для обеспечения большей, чем при трёхзначной АБ, пропускной способности применяют четырёхзначную сигнализацию, при которой используют четыре сигнальных показания: красное, жёлтое, жёлто-зелёное, зелёное. одновременно горящие жёлтый и зелёный огни оповещают машиниста о красном огне за два блок-участка. Поэтому остановка любого поезда перед светофором с красным огнём гарантируется при условии lТ ≥ 2lБ.У.  

Движение поездов на зелёный огонь светофора обеспечивается при минимальном межпоездном интервале: LМП = 2lБ.У + lП.

Следовательно, четырёхзначная АБ по сравнению с трёхзначной сокращает минимальное межпоездное расстояние, что позволяет сократить межпоездной интервал и увеличить пропускную способность.

 

LМ.П

 

Рис. 2.3. Четырёхзначная система АБ

3. ИПУЛЬСНО-ПРОВОДНАЯ АБ С ОДНОСТОРОННИМ

ДВИЖЕНИЕМ

Применяется на участках с автономной тягой в районах со слабо развитыми энергосетями. В целях экономии электроэнергии используются РЦ постоянного тока с импульсным питанием, нормально погашенными огнями светофоров и наложением кодовых посылок АЛСН (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Схема рельсовой цепи импульсно-проводной АБ

Нормально напряжение на лампы светофоров поступает че­рез высокоомные обмотки огневых реле, поэтому накала ламп не вид­­но. При вступлении поезда, например, на 1 РЦ (рис.3.2) тыло­вым контактом 1П напряжение на лампы светофора 3 подаётся че­рез низкоомную обмотку огневого реле 3О. В полный накал за­го­ра­ется та лампа светофора 3, которая находится в зависимости от сво­бодности блок-участков, расположенных впереди. Если занята 3 РЦ, то , и включается красная лампа. Если занята 5 РЦ, то  и горит жёлтая лампа. Если занята 7 РЦ, то 5П→5Л→ и горит зелёная лампа.

Рис. 3.2. Схема линейной цепи

В рассматриваемой системе опасным является перегорание ни­ти красной лампы светофора. В этом случае проследование поез­дом тёмного сигнала приводит к вступлению на занятый блок-учас­ток с вытекающими отсюда последствиями. Поэтому в линей­ной цепи предусматривается «перенос» красного огня погасшего све­­то­­фора на предыдущий. Например, при занятой 5 РЦ  и пе­ре­­горании нити красной лампы  лишается питания реле 3Л, кото­рое включает красный огонь на светофоре 3. Возможен также и перенос жёлтого огня.

4. ЧИСЛОВАЯ КОДОВАЯ  АБ С ОДНОСТОРОННИМ

ДВИЖЕНИЕМ

Применяется как на участках с электрической, так и с авто­ном­ной тягой. В системе используются кодовые рельсовые цепи пере­менного тока, в которых кодовые посылки одновременно пред­назначаются и для устройств АЛСН (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Схема кодовой рельсовой цепи

Датчиком кодовых посылок в числовой АБ служит кодовый пу­тевой трансмиттер КПТ, который представляет собой асин­хрон­ный однофазный двигатель, на оси которого насажены три шайбы. Каж­дая шайба имеет определённое количество выступов и впадин и собственную контактную систему. За один оборот шайбы её выс­ту­пы заставляют контактную систему замкнуться определённое чис­ло раз. Таким образом можно закодировать три сигнальных по­ка­зания: красный (к), жёлтый (ж), зелёный (з). На рис. 4.2 показан примерный вид кодовых посылок за один оборот двигателя. Повторителем состояний контактной системы КПТ служит трансмиттерное реле Т (рис.4.1), контакт которого введён в первичную обмотку питающего трансформатора ПТ. Через изолирующий трансформатор ИТ  и полосовой фильтр ПФ кодовые посылки воспринимаются импульсным путевым реле ИП.