История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 37

Вообще, Парсонс весьма озабочен тем, чтобы отграничить социетальное сообщество как от экономики, так и от государства; но ратуя за специфический, характерный именно для социетального сообщества организационный принцип, задающий соответствующую модель дифференциации, он предлагает такую структуру опосредования, которая обеспечивает стабильность дифференциации лишь между социетальным сообществом и государственным устройством. Мы уже говорили о том, что организационной формой социетального сообщества, аналогичной бюрократии в рамках государственного устройства или рынку в экономике, Парсонс считает принцип ассоциаций. Своими глубинными структурами ассоциация связана с взаимной солидарностью составляющих ее членов, и в этом состоит отличие социетального сообщества от разнообразных индивидуалистических моделей, присущих рынку и бюрократии. Ведь именно в солидаризме социетального сообщества — равно как и в третьем типе индивидуалистической модели, представленной комплексом идей о гражданстве, — заключается истинный смысл тех разнообразных попыток синтеза (синтеза современности и традиции, индивидуализма и коллективизма, Gesellschaftи Gemeinschaff), которым Парсонс уделяет столь большое внимание.

Ассоциация в парсонсовском понимании есть такая корпорация, между членами которой существует солидарность в смысле консенсуса в отношении общей нормативной структуры38. Парсонс считает, что именно консенсус, устанавливаемый, как правило, благодаря наличию престижа и репутации, является источником «идентичности» ассоциации, становления коллективного «мы». Принцип ассоциации предполагает не только идентичность, основанную на солидарности, но и иное определение коллективного действия: согласно этому принципу, решения по главным вопросам вырабатываются самой организацией, а не просто применяются ею, как это бывает в организациях, построенных по бюрократическому принципу. По мнению Парсонса, отдельные элементы ассоциации присущи всем типам организаций, но о наличии ассоциации можно говорить лишь в том случае, когда эти элементы доминируют (чего не скажешь о современной фирме или об авторитарных правительствах)39. Парсонс полагает, что современная тенденция благоприятна для появления организаций, построенных не на бюрократических принципах, а на принципах ассоциации, и утверждает, что данная тенденция, источником которого является социетальное сообщество, распространяется также на правительство и на фирмы, хотя в последнем случае (здесь Парсонс непоследователен) она не становится главенствующей.

Тот факт, что в своей практике ассоциация допускает сознательное противопоставление консенсуса, достигаемого путем апелляции к престижу и репутации, консенсусу как согласию с убедительными доводами40, свидетельствует о том, что данная ассоциация не вполне современна. Правда, в ряде случаев — например, говоря о той роли, которую играет принцип ассоциации в голосовании, — Парсонс прямо противопоставляет «традиционализм» рациональному действию41. Вместе с тем он заинтересован в выработке специфически современного типа ассоциации, который бы соответствовал современному социетальному сообществу. Даже при рассмотрении вопроса о голосовании он отмечает, что мобильность, присущая ассоциациям, и возможность принадлежности к нескольким ассоциациям отчасти противоречит традиционному представлению об ассоциациях (возможным исключением здесь является семья)42. Названные черты являются функциями первого специфически современного принципа ассоциаций: добровольности, благодаря которой вступление в ассоциацию и выход из нее становится относительно простым делом; в основе этого принципа лежит нормативный принцип свободы ассоциаций. Вторым принципом современной ассоциации является принцип равенства ее членов; он представляет горизонтальную модель, противостоящую иерархической организационной модели. Третий принцип — процедурализм — обеспечивает возможность голосования и определенные формальные правила, регулирующие процедуру обсуждения. Так как форма обсуждения и рассмотрения понимается как способ достижения консенсуса через убеждение, в данных трех принципах можно усмотреть пример применения великой триады современности — свободы, равенства и солидарности — к модели ассоциации.