История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 26

Но в моногамной буржуазной семье нет ничего естественного; она суть историческая, институциональная и правовая конструкция, о чем Гегелю было несомненно известно. Кажется, он считает ее естественным сообществом, так как полагает, что, несмотря на физическое различие полов, здесь нет конфликта интересов, «предстающего в то же самое время и как различие интеллектуального и морального свойства» (EnzyclopädiederPhilosophischenWissenschaften, par. 519). Ведь полагается, что семейные связи, единство семьи настолько всеохватывающи, что возникает как бы единый человек, благодаря чему то, что один человек представляет семейную собственность, приобретает этический интерес.

То, что Гегель явно исходит из патриархальной, буржуазной, моногамной семьи, не подлежит сомнению. Не столь очевидная теоретическая мотивация исключения семьи из гражданского общества — это двойное допущение, согласно которому, участвующий в системе потребностей индивид не может быть этой системой порожден и единственная поистине важная динамика конфликта антагонистических интересов порождается системой потребностей, образуемой экономическими субъектами. Соответственно, может показаться, что члены семьи не имеют собственных отдельных интересов, пока они находятся в лоне семьи. Отсюда нерушимость связей моногамной семьи. Но единственным человеком, никогда не покидающим семью, является, конечно же, жена. Дети, вырастая, покидают семью, чтобы вступить в свою вторую семью, гражданское общество, где они свободны действовать сообразно собственным интересам. Но создаются новые семьи, и снова женщины как бы отстраняются от гражданского общества. Конечно, Гегель прямо не говорит о том, что акторами системы потребностей являются только мужчины, вместо этого он говорит о главах хозяйств. Но само по себе исключение семьи из гражданского общества и разговор о полной гармонии интересов внутри нее имеет смысл только если полагать, что один из двух взрослых членов семьи не имеет собственных интересов и никогда не получает статуса юридического лица или по крайней мере утрачивает этот статус по вступлении в брак (а таково было в то время правовое положение замужних женщин повсеместно в Европе). Поэтому на долю мужчины выпадало участие в гражданском обществе и представление в системе потребностей интересов семьи как собственника.

Возможна и третья причина исключения семьи, как ее понимал Гегель, из гражданского общества; Гегель никогда не тематизировал ее, но имело бы большой смысл это сделать. Патриархальная семья не похожа ни на одну другую ассоциацию гражданского общества, ибо полагается, что в ней не имеет место примирение различных частных интересов, а царит изначальное единство интересов. Но еще в ней также отсутствуют и два принципа интеграции, типичные для современного гражданского общества: контракт (и типичная для рыночного механизма системная интеграция) и добровольная ассоциация. Несмотря на такую метафору, как брачный контракт, семья не является договором в обычном смысле слова. Вступить в нее можно на основе свободного договора, но она отчасти нерушима, а такие важные ее члены, как дети, и вовсе вступают в нее без контракта. Ведь в другом месте Гегель прямо отметает кантовское представление о семье как о договорном отношении.

Вместе с тем патриархальная семья не является такой же добровольной ассоциацией, как другие, ибо ее внутренняя структура и способ интеграции расходятся с основным эгалитарным и горизонтальным способом социальной интеграции, являющимся основным принципом координации взаимодействий в добровольной ассоциации. Вместо этого патриахальная семья интегрируется по иерархическому принципу и сохраняет половую кастовость, основанную на отсутствии равного и автономного статуса у женщин. Для того чтобы семья вошла в гражданское общество, она должна отказаться от патриархальной формы и стать хотя бы в принципе эгалитарной. Конечно, если говорить о детях, то в отношении их равенство и автономия есть цели, а не исходное положение, но речь идет не об этом. Таким образом, семья, как ее видел Гегель, должна быть исключена из гражданского общества и рассматриваться как естественная, дорефлексивная форма нравственной жизни, несмотря на все свои очевидные социальные, правовые и культурные параметры.