История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 35

Если в общих чертах данная концепция может быть подвергнута критике за то, что в ней недостаточно представлено современное общество, то отдельные ее элементы способны эту критику опровергнуть. Здесь опять обнаруживаются поразительные аналогии с Гегелем — на этот раз в самой архитектонике изложения: современное социетальное сообщество понимается прежде всего как рамки, образующие каркас для законов и ассоциаций. Тем самым, как мы уже отмечали применительно к теории Гегеля, демонстрируется одно существенное упущение (отсутствует система потребностей) и одно примечательное новшество (имеется комплекс представлений, связанных с понятием гражданства). Последний, понимаемый с точки зрения трех категорий права, фактически является порождением системы законов.

Для Парсонса наиболее важным моментом становления современной системы права является переход от закона как инструмента государственной политики к закону как «опосредующему звену» между государством и социетальным сообществом, формально определяющему обособление одного от другого. Подобная правовая система ставит государство в «двойственную позицию, обязывающую его оформлять и проводить в жизнь ряд ограничений, налагаемых на его собственные полномочия». Существование данного парадокса мыслимо лишь в условиях независимости судебной власти и корпоративного единства юристов, а особенно в условиях открытости границ правовой системы, «создающей возможность приближения к консенсусу прежде полной "легализации" нормы и ее проведения в жизнь» на основе апелляций к «коллективной солидарности, нравственным нормам и практицизму»25. Когда речь идет о континентальных вариантах, Парсонс приписывает определенный приоритет развитию обычного права, но совершенно очевидно, что развитие «конституционализма», т.е. утверждение конституции даже вопреки политике государства, всегда бывает структурно связано с обособлением современной социетальной общности от государства26.

Дальнейшее развитие комплекса представлений о гражданстве, являющегося порождением конституционализма и принципа господства права, осуществляется в трех областях: 1) являясь воплощением всеобщих норм, современные права наделяют конституцию более высокими принципами, чем те, что содержатся в традициях отдельно взятых обществ; 2) современное гражданство, представляя собой переход от объективного закона к субъективным правам, что придает исковую силу конституционным требованиям и правопритязаниям индивидов и групп; 3) в результате комплекс представлений о гражданстве не только обусловливает дальнейшее обособление социетального сообщества от государства, но и устанавливает приоритет первого над вторым в качестве нормативного принципа и политического действия.

Парсонсовское определение «общества» как социальной системы, характеризующейся высочайшим уровнем самодостаточности, определенно относится к политически оформленным территориальным образованиям, как правило являющимся «национальными государствами»27. Таким образом, ответственные за идентичность общества нормативные структуры никогда не бывают свободны от некоторого партикуляризма, несмотря на то что сама система культурных ценностей, в которых коренится легитимность норм, часто выходит за рамки данного общества28. Комплекс современных представлений о гражданстве с присущей ему эгалитарной тенденцией не включать в условия членства какие бы то ни было моменты социального происхождения связан с важной попыткой обосновать нормы современных обществ не только на транссоциетальных, но и на поистине всеобщих ценностях, которая впервые была предпринята в учении о естественных правах. Таким образом, конституционные права становятся нормативным воплощением всеобщих принципов, представляющих собой ограничение власти государства во имя чего-то высшего, связанное с интересами определенного политически организованного общества. В понимании Парсонса, демократическая революция попыталась превратить такие философские притязания на превосходство социетального сообщества, «нации» в реальное главенство в политической сфере. В рамках данного рассуждения комплекс представлений о гражданстве сводится к трем типам составляющих — гражданскому-политическому-социальному, чем и определяется проект по институционализации идеи подобного главенства. «Структурный облик» современного гражданства Парсонс считает «завершенным, хотя еще не полностью институционализированным»29.