История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 2

Вследствие этого понятие politikekoinoniaотличалось парадоксальностью. Этим термином обозначали одновременно и определенное одно koinoniaв ряду многих, и koinoniaкак некое целое, части которого находятся вне его. Ключом к разрешению данного парадокса являлось то, что у греков отсутствовало второе различие: между обществом и сообществом. Как общее понятие koinoniaслужило для обозначения всех видов ассоциаций, независимо от того, насколько сплоченный, интенсивный и личностный характер носили взаимоотношения в рамках каждой из них. Применительно к понятию politikekoinoniaэто означало, что последнее заведомо включало в себя все многообразие ассоциаций, групп и форм взаимодействия; отсюда сходство его с современным понятием «общества». Но и многообразие, и различия оказались составными частями модели, предполагавшей существование монолитной организации граждан, способных к полному единству действий, — а это ближе к нашему пониманию «сообщества», «сообщества обществ» («community of societies»). Politikekoinoniaпредставляло собой — по крайней мере в теории — уникальный коллектив, некую целостную организацию, объединенную общими целями, в основе которых лежало единство этоса. Участие всех граждан в «господстве и подчинении» представляло собой относительно незначительную теоретическую проблему, так как предполагало наличие единства целей, вытекающего из единого образа жизни4.

В том, что описанные представления Аристотеля являются идеализированными, не приходится сомневаться5. Но для нас важно, что именно это понятие положило начало традиции политической философии. Римский аналог politikekoinoniasocietascivilisмы оставляем здесь без внимания, ибо, насколько мы можем судить, в сочинениях римлян данному понятию принадлежит лишь второстепенная роль. Более значимыми являлись средневековые латинские адаптации рассматриваемого понятия, последовавшие за переводами сочинений Аристотеля Вильемом из Мербеке и Леонардо Бруни. Хотя в ряде ранних интерпретаций, авторство которых принадлежало Альберту Великому и Фоме Аквинскому, наблюдалась тенденция ограничить понятие societascivilisобозначением средневекового города-государства (ближайшего аналога античного полиса)6,столь корректное употребление данного термина не прижилось — вероятно, в силу того, что исконно греческое понятие распространялось также и на следующий уровень — уровень верховной власти. Лишь в Италии городагосударства приблизились к полному суверенитету, но и это был суверенитет defacto, а не dejure. В результате, когда введенное греками понятие стали широко использовать, то в различных источниках появился термин societascivilissiverespublica*7, которым обозначали все — от феодального уклада, предполагающего наличие множества разрозненных суверенных сообществ (наследственных владений, корпоративных объединений, самоуправляющихся городов), до средневековых царств и империй. Незаметно столь расширительное толкование термина породило такую степень плюрализации изначального понятия, что его уже едва ли можно было снова собрать в единое целое под знаменем идеи некоего организованного коллективного целого, такого, скажем, как respublicaChristiana**.

Второй понятийный сдвиг, теперь уже в сторону дуализации, проявился в момент одновременного возрождения монархической автономии и публичного права, благодаря чему возникло намерение (надо сказать, неосуществимое) приспособить старинную идею республики (которую отождествляли с societascivilis) к Ständestaat*** с целью обеспечения равновесия между новыми полномочиями монарха и силой организованных корпоративных сословий, объединивших в своих рядах всех тех, кто обладал властью и определенным статусом в феодальном обществе. Однако, как неустанно подчеркивает Отто Бруннер8, речь в данном случае шла не о разделении на государство и общество; гражданское или политическое общество понималось здесь как дуалистическая организация самого государства: с одной стороны, «государь», с другой — «страна», «народ», «нация» (на деле, под каждым из этих терминов понимались привилегированные сословия). Если согласиться с утверждением Маркса в 1843 г. о том, что старое корпоративное общество было непосредственно политическим, тогда в эпоху, предшествующую абсолютизму, понятие гражданского общества, по крайней мере в этом смысле, соответствовало своему прообразу — греческому politikekoinonia(несмотря на огромные различия, имеющиеся между двумя рассматриваемыми общественными формациями).