История понятия гражданского общества в раннесовременную эпоху и теоретический синтез, страница 17

Социальнаяинтеграцияпосредством гражданскогообщества

Гегель не утверждает, что на данном уровне общество достигает состояния всеобъемлющей социальной унификации. Мало того, достигаемая на этом этапе форма всеобщности как бы насаждается, является разновидностью «внешнего» контроля104. В гражданском обществе государство дано нам лишь в форме внешности, а метафизическое сравнение гражданского общества со «всеобщей семьей» является совершенно неуместным в рамках теории полиции или всеобщей власти. Данная метафора принадлежит к другому срезу гегелевской концепции социальной интеграции; она относится к тому солидаристскому уровню, на котором рассматривается семья корпорация, собрание сословных представителей и общественное мнение. Но так как Гегель (ошибочно) считает, что в гражданском обществе интегрирующая роль семьи подвергается отрицанию105, корпорация становится, в его понимании, исходным моментом самоинтеграции гражданского общества. Здесь, как и в случае с полицией и сословиями, закономерно встает вопрос о том, воскрешает ли гегелевская теория корпорации досовременную форму социальности или же она является предвосхищением постлиберальной формы социальной интеграции. К этому вопросу мы вернемся позже, здесь же ограничимся замечанием, что Гегель одновременно и жестко порицал революционную и либеральную критику прежних корпоративных устройств и высказывался в пользу некой, резко отличающейся от прежней формы корпоративной организации106. Ведь предлагаемая и защищаемая им разновидность корпорации была открыта для вступления в нее и выхода из нее и основывалась не на аскриптивном или наследственном принципе, а по сути своей на добровольных и необязательных для всех основаниях и не предполагающих того, что члены корпорации будут поступаться своими частными правами в пользу прав корпоративного целого. Однако в отличие от современного профсоюза, и наниматели, и нанятые должны были бы стать членами корпораций в экономической сфере. Кроме того, Гегель не ограничивает корпоративную организацию названной сферой: разработанное им понятие охватывает также научное сообщество, церкви и местные советы107.

Первичными функциями корпорации являются в гегелевской теории социализация и воспитание. В частности, предполагается, что к компетенции ассоциаций бизнеса будет относиться как професиональная подготовка, так и воспитание в духе гражданственности. Так, при условии осуществления упомянутой модернизации структуры корпоративной сферы последняя будет способствовать преодолению созданного гражданским обществом разрыва между буржуа и гражданами; этой цели она достигает посредством воспитания в людях интернализованных представлений об общем благе и формирования в них гражданских добродетелей. Предполагается, что в ходе такого воспитания сложатся отношения солидарности, которые будут оказывать влияние на мотивационные структуры деятельности отдельных личностей и приведут к замене эгоистичных интересов и идентификаций коллективными. В этом плане перед Гегелем стояла та же проблема, что и перед Руссо, а именно: каким образом возможно (применительно к современной личности) осуществить переход от частного к общему. Но предложенное им решение существенно отличается от руссоистского, ибо Гегель не считал, что от реальностей современного крупного государства или современного гражданского общества, характеризующегося динамичной системой потребностей, можно просто отмахнуться, вообразив, что ее не существует или что индивиды, совершенно эгоистичные в своей частной жизни, способны достичь всеобщности в сфере политической. По его убеждению, всеобщность достижима лишь через ряд последовательных шагов, состоящих в придании некоего общественного духа тому, что в юридическом смысле является частной сферой. Те самые корпорации, которые хотел исключить из жизни общества Руссо, а также его предшественники (приверженцы философии естественного права) и последователи (революционные республиканцы), — эти же корпорации, согласно гегелевской теории, призваны, — на том уровне, где имеется реальная возможность ресоциализации, — заменить особенное ограниченной формой всеобщего.