Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения

Страницы работы

100 страниц (Word-файл)

Содержание работы


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Кафедра общей и профессиональной педагогики

Допущен к защите заведующий кафедрой

___________________

«___»________ 2006 г.

Дипломная  работа

 на тему: «Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения»

.

Выполнила:                                      Буян Вера Николаевна

Группа 921-7

Руководитель:                                 Киженцев Николай Николаевич кандидат технических наук, доцент                         

Минск 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРИЕМОВ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.. 8

1.1. Особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании. 8

1.2. Особенности традиционных технологий. 12

1.3. Теоретические аспекты активных методов обучения и их классификация. 18

1.4. Понятие игровых технологий. 23

1.5. Деловая игра. 25

1.6. Что дает игра на уроке?. 29

1.7.Формирование профессиональных умений у учащихся на. 33

уроках производственного обучения. 33

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И УРОКА С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ПРИЕМАМИ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.. 41

2.1. Реализация метода активного обучения урок-игра «Строительными тропами» на уроке производственного обучения. 41

2.2. Реализация традиционных методов обучения на уроке производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик». 57

2.3. Сравнительный анализ уроков производственного обучения: игровой формы обучения и традиционного урока производственного обучения. 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75


 Знания, даваемые насильно,

                                                                              душат разум.  

                                                                                                                А.Франс

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в педагогическую практику все активнее внедряются новые педагогические технологии. Чем обусловлена данная тенденция?

Современный социальный заказ на подготовку рабочих для различных сфер производства предъявляет требования к профессиональным и личностным качествам человека. Для конкурентно способного работника присуще стремление к постоянному развитию своих способностей, самостоятельному решению различных задач профессионального характера, креативное мышление, рефлексия собственной профессиональной деятельности. В условиях быстрых экономических, социальных и других, характерных для нашего общества изменений возникает потребность в таких выпускниках учебных заведений, которые могли бы хорошо  ориентироваться в быстро меняющемся мире. Что же необходимо современным молодым людям, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Конечно же, знания, которые они получают в процессе учебы.  Но сегодня необходимы такие качества молодых специалистов: умение сделать свой выбор в любой ситуации, решать проблемы разного плана, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать полученные результаты, работать в группе и согласовывать свои позиции с позициями других, вести диалог, а также коммуникативные умения.  

Производственное обучение является главным компонентом процесса обучения в учреждениях  профессионального образования, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области.  Основой производственного обучения является производственный труд. Повышение эффективности производственного обучения возможно через применение активных методов обучения.  

Требование времени – творческая личность, которая в состоянии осуществлять серьезную творческую и исследовательскую работу. Эти столь необходимые качества приобретаются на занятиях с применением новых педагогических технологий при использовании принципов личностно-ориентированного обучения.  Традиционное же обучение не позволяет сформировать их в полной мере. Оно ориентировано на усвоение обучаемыми определенного объема учебного материала, который указан в учебных программах.  При этом ведомый преподавателем учащийся лишен возможности самостоятельного поиска и отбора действительно нужной ему информации. Это приводит к тому, что он часто не понимает цели тех действий, которые вынужден выполнять по указанию наставника, четко не осознает, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.  

Широко используемые в производственном обучении традиционные методики имеют главный недостаток – недостаточно создаются условия для формирования умений у учащихся работать в группе, вступая в дискуссию, диалог. Профессиональная деятельность в современных условиях требует от человека умения общаться и взаимодействовать. 

Похожие материалы

Информация о работе