Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 3


ГЛАВА 1. ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРИЕМОВ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании

Повышение требований к качеству подготовки выпускников заставляет педагогов профессиональной школы вести постоянный поиск новых технологий обучения, которые позволили бы повысить эффективность учебного процесса и обеспечить требуемый уровень подготовки [20, с. 107].

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В документах ЮНЕСКО  технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Технология – от греческих слов techne ( искусство, ремесло, наука) и logec     (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических …)».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Термин «образовательные технологии» - более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:

-  принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

-  принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;

-  принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;

-  принцип адаптивности процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;

-  принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств, в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

В дидактике и методиках обучения ровно представлены как содержательный, так и процессуальный компоненты, технология же представляет собой процессуальную часть дидактической системы. Она отражает индивидуальный стиль педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для педагога и обучающихся. В современных технологиях обучения наименее выраженной является знаниевая ориентация, основной же акцент делается на организацию деятельности обучаемых, гибкое управление процессом обучения.

Можно выделить ряд общих черт, характерных для современных технологий обучения: универсализация подходов к изучению различного учебного материала; корректируемость, ориентация на обучающихся. В настоящий момент учащийся является не просто объектом воздействия педагога, а участником педагогического взаимодействия. Важно вовлечь воспитуемых в творческую деятельность, сформировать у них умения самостоятельной познавательной деятельности. Конечно, формирование таких умений – процесс длительный, он состоит из нескольких этапов: учащиеся приобщаются к самостоятельной работе с возрастающим уровнем проблемности заданий [1, с.5].

В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические (рис.1.1).