Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 15

На каждом из этапов формирования умений и навыков выдвигаются промежуточные цели. Конечной целью формирования умений и навыков у будущих квалифицированных рабочих в период обучения в средних профтехучилищах является овладение основами профессионализма и мастерства, готовность их к самостоятельному труду и дальнейшему совершенствованию своей профессиональной деятельности [16, с. 18]

Развитие умений является основным вопросом профессионального обучения, так как сущность классификации составляет система умений выполнять функции, характерные для данной профессии. Умение, приобретенные путем механических тренировок, отличаются малой подвижностью, их трудно приспособить даже к небольшим ситуационным изменениям. Только соответствующие знания, которые показывают различные возможности применения умений, обеспечивают последним гибкость, легкость приспособления к ситуационным изменениям. Этому способствует так же опыт.

На развитие профессиональных умений оказывают влияние следующие факторы:

-  овладение необходимыми знаниями. Заинтересованность учащихся в успехе, их отношение к дидактическим задачам;

-  эффективность предшествующего и текущего инструктажа;

-  активный характер деятельности учащегося, использование средств, стимулирующих активность.

-  контроль и самоконтроль во время упражнений (оценка результатов выполненных действий, степени и их правильности), объективная оценка результатов, проводимая мастером производственного обучения, самооценка трудовых действий учащихся.

-  количество упражнений.

-  требование к уровню умений, точности, темпу работы и т.д.

-  особенности различных видов умений.

-  природные данные и индивидуальные качества учащихся.

Любое умение включает знания и навыки и формируется на основе уже имеющихся знаний и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те его элементы, которых недостает лишь в этих новых условиях. Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, так как умения образуются лишь на их основе.

Изучив профессионально-значимые свойства личности работника строительной специальности, можно выделить следующее: способность соблюдать последовательность операций, знать их конечный результат; прогнозирование возможных результатов действий, соблюдение алгоритма мыслительных операций; быстрота мыслительной деятельности при принятии обоснованных решений в экстремальных ситуациях; склонность и способность к анализу ситуаций, сравнению, аналогии; способность к объективной оценке производственных ситуаций; самоконтроль в процессе выполнения работы; способность к индивидуальной деятельности, деятельности в составе коллектива, коллективизм; вежливость, уважительность, тактичность, чувство долга, отзывчивость, бесконфликтность, общительность, согласованность и т.д.; различные интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества.

Задача развития этих качеств у учащихся, по моему мнению может быть решена при помощи активных методов обучения:

-  методы активного обучения ставят в центр процесса обучения самих участников (учащихся и педагога). Обучение начинается с опыта и знаний участников;

-  после обмена опытом участника анализируют его, выявляя исходные черты и устойчивые модели;

-  из внешних источников добавляется новая информация или теория;

-  участники должны отработать то, что они усвоили, практикуя новые навыки, разрабатывая стратегию и план действий;

-  участники применяют полученные знания и навыки на практике.

Секреты успешного обучения.

1.  Практика:

·  Обучение через опыт ведет к успешному освоению материала.

2.  Обратная связь:

·  Позитивная обратная связь вызывает положительные эмоции, которые являются важной составляющей успешного обучения;

·  Для позитивного обучения необходимо, чтобы обратная связь была направлена на изменение установок и ценностей участников, но в то же время поддерживала человека;